Типовые гении

Можно ли развить способности детей в стандартном школьном здании?

Школьное образование — дело государственное. Всего до 2025 года на строительство школ в России планируется выделить почти 3 трлн рублей. На эти деньги будет создано 6,6 млн школьных мест. Но переходит ли количество в качество? Насколько существующие проекты школьных зданий отвечают современным требованиям к качеству обучения. Об этом шла речь на недавней экспертной дискуссии Urban Talks «Школьная архитектура как инструмент развития личности».

Современная школа должна отличаться от школы «старой» формации как с точки зрения учебного процесса, так и архитектуры, считают эксперты. Сегодня и в России, и в странах СНГ уже есть примеры принципиально новой организации внутришкольных пространств. Так, например, директор «Международной школы Казани» Нияз Гафиятуллин рассказал, что в его в школе используется принцип, когда небольшие классы расположены вокруг большого открытого пространства — атриума, который может быть и местом общешкольного сбора, танцклассом и т.д.

Другой пример — школа в Летово в Новой Москве, победитель премии Архсовета в номинации «Лучшее решение социального объекта». Инновационная модель преподавания, которая будет внедряться в школе, во многом определила проектные решения и состав инфраструктуры. Например, естественно-научная программа потребовала наличия в проекте специальных лабораторий, теплицы и места под фруктовый опытный сад.

Еще одна школа будущего — международная UWC Dilijan в Армении, открытая в 2014 году. Там архитекторам удалось достичь нескольких целей — вписать школу в окружающий горный ландшафт Дилижана и превратить ее в центр притяжения общественной жизни целого региона, а также сделать процесс обучения более гибким и эффективным благодаря многофункциональности внутри- и околошкольных пространств.

Но когда речь заходит о типовых школах в обычных муниципальных районах, то красоты и креативности становится меньше. По словам начальника ГКУ «Дирекция по строительству и реконструкции» Департамента образования города Москвы Яны Стретович, тут на первый план выходят СНиПы, СанПиНы и другие регулирующие документы. Есть много норм, в том числе и устаревших, с которыми приходится считаться. Конечно, это не означает, что в обычных школах ничего не меняется. «Строить новые школы на старый лад бессмысленно, — говорит Яна Стретович. — У нас другие дети, которые уже совершенно по-другому воспринимают этот мир, и надо, чтобы они в этом мире и жили». Школы, которые строятся в Москве, особенно в ее старых границах, зачастую вписывались в небольшие участки земли в плотной застройке. 

Поэтому, по словам эксперта, стали появляться проекты школ с трансформирующимся внутренним пространством. «Если школа строится в плотной городской застройке, то говорить об инсоляции сложно, — говорит Яна Стратович. — Однако современные технологии позволяют нормально осветить любое рабочее место ребенка, что позволяет делать планировочную структуру гибкой». Одним из примеров может служить проект школы на улице Народного Ополчения в Москве, где будет новаторская планировочная структура с линейкой разномасштабных классов — от маленького для занятий втроем или впятером до лекционных аудиторий, рассчитанных на два класса.


Справочно:

На 2017 год из федерального бюджета на строительство школ выделено 25 млрд рублей. Субсидии направляются на возмещение расходов бюджетов субъектов Федерации на строительство, приобретение (выкуп), капитальный ремонт или реконструкцию школьных зданий и распределены между 57 регионами. Планируется, что к концу года в рамках федеральной программы по строительству и реконструкции школ будет создано около 100 тысяч новых мест.


Цитата в тему

КАК РАССКАЗАЛ ГЛАВНЫЙ АРХИТЕКТОР МОСКВЫ СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ, Москомархитектура с сентября 2012 года оформила 68 свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений образовательных учреждений