Не нарушая границ

Не нарушая границ

Для Пушкинского музея построят реставрационный и выставочный корпуса

Москомархитектура одобрила проект строительства депозитарно-реставрационного и выставочного центра для Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина. Это здание станет частью Музейного городка Пушкинского музея. Строительство будет профинансировано из городского бюджета.

Центр планируется построить в Малом Знаменском переулке. Он будет включать в себя два корпуса (выставочный и депозитарно-реставрационный), куда перенесут экспонаты на время реставрации главного здания музея. Здесь в специальных шкафах будут хранить скульптуры, слепки и предметы декоративно-прикладного искусства. Между двумя корпусами образуется новое городское пространство для лекций и уличной экспозиции.

В выставочном корпусе залы различной высоты будут «связаны» многосветным атриумом с лестницей и лифтами. Входной этаж станет общественным пространством с кафе и магазинами, где можно будет проводить лекции и устраивать инсталляции. Фасады зданий, состоящие из пилонов различной геометрии, выдержаны в серых тонах, в их оформлении будут использованы навесные элементы из керамики, алюминиевого сплава, бетона и натурального камня.

Корпуса будут иметь от трех до пяти этажей в высоту, подземные части (три этажа) будет соединяться между собой, а также с главным зданием ГМИИ им. Пушкина переходом. Переход — тоже часть общественного пространства музея, по сути, это еще один выставочный зал. Проектом предлагается устроить там открытое хранение скульптур, слепков и предметов декоративно-прикладного искусства в специальных шкафах по всей длине.

Как известно, концепция развития Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина предусматривает создание современного музейного комплекса. В частности, планируется увеличить площади публичных пространств внутри зданий и вокруг них. Здесь должны появиться общественные зоны, рекреационные пространства, музейные магазины и предприятия общественного питания. Для этих целей на музейной территории предполагается реконструкция имеющихся зданий и строительство новых.

Работа по созданию Музейного городка началась в конце 2000-х годов и была приурочена к празднованию 100-летия музея. Первоначальную концепцию городка разработал британский архитектор сэр Норман Фостер, известный, в том числе, реконструкцией Большого двора Британского музея. Предложенная им в 2006-2007 годах концепция предполагала строительство двух зданий на месте охранных территорий. Фостер придумал несколько версий концертного зала в восточной части квартала и депозитария в западной, однако его проект не учитывал границ исторических усадеб и предполагал снос ряда ценных зданий. Протесты защитников старой архитектуры привели к тому, что фостеровский проект не был одобрен.

В 2014 году состоялся архитектурный конкурс на новую концепцию. Одним из его ключевых условий стало соблюдение границ охранных зон. Победителем конкурса стало архитектурное бюро «Проект Меганом» Юрия Григоряна с проектом под названием «Ризосфера». Основными особенностями победившего проекта, по словам главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, стало внимательное отношение к развитию музея и контексту застройки. Фактически только этот проект не нарушал границ старинных строений.

Дизайн «Ризосферы» — гранитное мощение открытых пространств с чугунными и бронзовыми деталями, экспозиционные стены различной высоты, скамьи, объекты навигации и информации, предметы искусства, сохранившиеся и воссозданные элементы исторической среды. Девять площадей Музейного городка будут связаны в единую цепь внутренними проходами, улицами и бульварами. Для лучшей ориентации и создания новой истории места площадям дадут названия, связанные с их особенностями или по именам находящихся на них элементов публичного искусства. Круглый год здесь можно будет проводить различные мероприятия.

Надо сказать, что все растения Пушкинского музея представляют собой специальную коллекцию, которая составляется с учетом сезонов и климата, при этом учитывается круглогодичный цикл парка — пора цветения и зимний образ. Растения на «Ризосфере» будут высаживать, руководствуясь расположением основных коллекций живописи. Например, ближе к месту, где находятся импрессионисты, появятся кусты, изображенные на картинах Моне и Синьяка. Кроме того, сохраняются и восстанавливаются деревья, составляющие «Липовую аллею», ведущую к корпусам депозитарно-реставрационного и выставочного центра.

В будущем возможное сужение Волхонки до четырех или даже трех полос позволит связать в единую комфортную зону территории Музейного городка и площадь перед храмом Христа Спасителя. Участок музея соединится с пешеходной платформой перед Патриаршим мостом и станет естественным продолжением и завершением Бульварного кольца.


20,5 тыс. кв. м составит площадь Депозитарно-реставрационного и выставочного центра Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина