Музей как интрига

Пандемия дала толчок трансформации культурных пространств

Музеи всегда были уязвимы перед политическими, социальными и экономическими кризисами. И сегодня, когда из-за пандемии COVID-19 происходит смена моделей проведения досуга, они снова оказались в сложной ситуации.

Столкнувшись с резким падением числа посетителей, галереи и выставочные пространства активизируют работу в соцсетях, запускают удаленные выставки и даже модные в подростковой среде «челленджи», но проблемы остаются. Особенно трудно приходится локальным объектам, финансовое положение которых базируется исключительно на продаже билетов. Музеи пока не нашли эффективных и одновременно уместных моделей монетизации цифровых возможностей, без чего выжить сейчас сложно.

Представляется, что выходом из положения может стать диверсификация. В современном мире культурные учреждения просто не могут позволить себе развиваться в «монорежиме». Даже флагманы выставочной сферы с уникальными коллекциями вынуждены перестраиваться. Времяпрепровождение в музеях должно стать мультиформатным, а перспектива посещения — хорошим поводом получить новый социальный опыт, встретиться с друзьями, причем не только по выходным и праздникам, но и в любой обычный день.

По этой причине при разработке концепций новых музейных объектов одной из ключевых должна стать идея интеграции максимального количества объемно-пространственных решений, воздействующих не только на целевых посетителей, но и на любого прохожего. Так возникает интрига, заинтересованность внешней аудитории. Помимо этого, данный формат позволит генерировать «вторичные расходы», помогающие пополнять бюджет и направлять средства на развитие. Правильный социокультурный проект подразумевает вариативность сценариев времяпрепровождения, продвигая выставочную культуру в непринужденной форме.

Так, музейный комплекс в Новой Москве, в тендере на разработку которого недавно участвовало наше бюро, должен стать одним из центров концентрации активностей в этой части столицы, включенным в повседневную жизнь района. В этом проекте нам было нужно гармонично соединить выставочные зоны и фондохранилища Музея Победы, Третьяковской галереи, Государственного исторического музея и еще более двух десятков музеев Москвы. Важно было четко следовать сложной схеме логистики, соединив все блоки в один организм. В качестве концептуальной сверхзадачи мы определили формирование пространства нового типа, где строгие технологические процессы работают в унисон с живой и меняющейся общественной средой, проникающей сквозь объект на всех уровнях.

У гостей музейного кластера будет возможность не только посетить главные экспозиционные залы, но и попасть «за кулисы» — в уникальные фондохранилища, лично посмотреть на работу хранителей и реставраторов. Благодаря этому возникнет ощущение вовлеченности и причастности к настоящей жизни музеев. Помимо этого, в комплексе предусмотрены конференц-зал, кинотеатр, образовательные площадки, крупная библиотека, современный коворкинг, тематические магазины, ресторан и кафе.

Многофункциональные площадки способны трансформироваться под любые мероприятия, семинары и лекции. И все это словно «обернуто» оболочкой парка, который приподнят над уровнем земли, изолируя людей от проходящих поблизости автодорог.

Уверен, что архитектура может быть мощным фактором распространения внутреннего наполнения объекта за границы его стен. Именно фокус на человеке, его эмоциях и впечатлениях должен стать основой для реновации музейного мира и помочь ему не потерять востребованность в новой реальности.
Теги: