В Екатерининском дворце после реставрации открылся Лионский зал
Лионский зал считается одним из самых красивых залов в Екатерининском дворце. Его автором является архитектор Чарльз Камерон, шотландец по происхождению. В мире не было, и до сих пор нет, помещений, в отделке которых использовалось бы столько драгоценного лазурита. Из него сделаны три дверных портала, настенная панель, люстра и мебельный гарнитур. Но свое название — Лионский — зал получил благодаря золотому шелку, которым затянуты его стены. Шелк «золотой бутон» изготавливался во французском городе Лионе и во времена Екатерины II стоил дороже соболиного меха. Материал был настолько красив, что дал имя императорским апартаментам. И хотя сам дворец неоднократно менял хозяев — сначала его занимала Екатерина II, потом жена Александра II Мария Александровна, сочетание золота и лазурита в Лионском зале всегда оставалось неизменным.
Трудно поверить, глядя на снимок 1944 года, что после войны на месте зала были руины и пепелище. Многие вещи — картины, шкатулки, стулья, столы — перед оккупацией удалось эвакуировать. А вот уникальная отделка Лионского зала была полностью уничтожена. По словам директора музея-заповедника «Царское село» Ольги Таратыновой, возродить Лионский зал мечтали многие поколения хранителей музея. «Но это было слишком дорого, и я даже и не думала, что при жизни увижу этот зал восстановленным», — признается Таратынова. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда музей получил спонсорскую помощь. Реставраторы работали больше десяти лет: в 2005 году удалось восстановить объемно-пространственное решение комнаты, но только в 2018 году мастера приступили к интерьерным работам.
Чтобы понять, как выглядел этот роскошный зал, специалисты использовали описи, архивные документы, фотографии и акварель художника Луиджи Премацци, который нарисовал комнату в 1878 году. А для восстановления подлинной отделки пришлось провести настоящую исследовательскую работу. В поисках золотой обивки команда реставраторов обратилась в Лион к компании, которая стала преемницей ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», на которой когда-то изготавливался шелк «золотой бутон». Французских мастеров попросили создать точно такой же материал. По сохранившимся образцам было воссоздано 320 метров золотого шелка того же цвета и того же рисунка.
А вот работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали в Екатерининском дворце Янтарную комнату. По словам директора Царскосельской янтарной мастерской Бориса Игдалова, лазурит — материал непростой. В России его практически нет, а тот, что есть, в Забайкалье, слишком светлый. Поэтому тонну лазурита для отделки Лионского зала привезли из Афганистана. Каждый камень специалисты распиливали на тонкие пластинки, совмещали их по цвету, шлифовали, чтобы получить единое и визуально цельное полотно. Одной из самых сложных задач, признаются мастера, был как раз подбор подходящих фрагментов, без белых прожилок и посторонних включений. Реставраторы работали в технике «русской мозаики», которой восхищались многие гости венценосных особ.
Ольга Таратынова признается, что единственный элемент зала, работа над которым пока не завершена — паркет. Подлинные паркеты XVIII века с отделкой перламутром сейчас находятся в реставрации, поэтому пол временно укрыт ковром. Стоит отметить, что такой ход — не современная выдумка. Именно красный ковер лежит в Лионском зале на акварели Луиджи Премацци: в истории бытования комнаты паркет то открывали, то закрывали. Сейчас реставраторы разрабатывают специальную конструкцию или покрытие, которые уже в следующем году помогут установить на драгоценные паркеты так, чтобы посетители видели узор, но не нанесли ему вреда.
Номер публикации: №23 от 14.06.2019