Извольте соответствовать!

Shutterstock
Минстрой предлагает установить требования к архитектурному облику строящихся зданий

Сохранить исторический облик российских городов поможет внедрение «архитектурного кода» — свода требований к внешнему виду строящихся и реконструируемых зданий. В Минстрое России разработан законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» в части установления предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции), определяющих внешний облик зданий, строений и сооружений.

Как стало известно «Стройгазете», документ уже прошел стадию оценки регулирующего воздействия (заключение размещено на портале regulation.gov.ru), его согласовало Министерство культуры РФ. Правовую экспертизу документа провело Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). В настоящее время законопроект направлен для рассмотрения в рабочую группу правительства по реализации «регуляторной гильотины».

Напомним, что действующее законодательство не предусматривает обязательных требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства, за исключением тех, что находятся в границах исторических поселений федерального или регионального значения. Это нередко приводит к хаотичному формированию городской среды и разрушению исторически сложившегося архитектурного облика городов.

В этой связи предлагается внести изменения в Градкодекс РФ, позволяющие органам местного самоуправления устанавливать в правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) предельные параметры разрешенного строительства (реконструкции) объектов, касающиеся их внешнего облика, речь, например, может идти о цвете фасада, размере окон и высоте потолков.

Вопрос внедрения «архитектурного кода» неоднократно обсуждался на разных площадках, и эту идею поддержали практически все участники градостроительного процесса. О важности сохранения исторического облика городов говорилось и на заседаниях Госсовета, и в рекомендациях стандарта комплексного развития территорий. «До настоящего времени законодательно не оформлены и не регламентируются такие понятия, как дизайн-код и стилевое единство, присущие городской среде, — рассказал «Стройгазете» заместитель городского головы, главный архитектор Калуги Алексей Комов. — Решения градостроительного совета носят рекомендательный характер, и главные архитекторы находятся даже не между двух, а между трех огней: застройщик-девелопер, краеведы и архнадзор и городские власти». Каждая из сторон стоит на своем, возникает множество разногласий, которые нередко решаются в суде. Последний, как правило, встает на сторону инвестора. «Новый закон позволит всем участникам процесса играть по понятным и прозрачным правилам, — считает Комов. — Инвестор сможет заранее просчитать экономику проекта с учетом всех требований, градозащитники будут понимать, что исторические объекты находятся под контролем, а администрация избавится от проблемных объектов, которые становятся камнем преткновения и мешают развитию города».

В то же время представители экспертного сообщества отмечают, что внедрение «архитектурного кода» несет определенные риски для бизнеса. Речь может идти об увеличении сроков разработки и получения градостроительной документации и, следовательно, увеличении затрат девелоперов на реализацию проекта. В этой связи представляется целесообразным учесть внедрение «архкода» в рамках текущих административных и согласительных процедур градостроительной деятельности, в том числе с использованием возможностей ГИСОГД. Кроме того, необходимо предусмотреть переходный период для введения новых требований. По мнению экспертов, дополненные новыми обязательными требованиями в части архитектурного облика зданий ПЗЗ не должны применяться к проектам строительства, уже находящимся в стадии реализации.

И хотя, по мнению разработчиков законопроекта, принятие поправок не будет иметь финансовых и иных последствий для субъектов предпринимательской деятельности, тем не менее, в каждом городе стоит провести соответствующие финансовые расчеты для определения возможных дополнительных затрат при соблюдении требований в части архитектурного облика зданий. Такие расчеты позволят оценить процент возможного удорожания строительства при реализации государственных и муниципальных заказов на строительство или реконструкцию объектов, а также в рамках реализации программ реновации

Мнение:

Главный архитектор Калуги Алексей Комов:

Screenshot_1.png

«Важно понимать, что новый закон — это не запретительная мера, а коридор возможностей для всех участников процесса. Они, наконец, смогут говорить на одном языке. Также важно, что законопроект позволит в целом подтянуть общий уровень архитектуры в наших городах, придется соответствовать зданиям, которые признаны ключевыми для истории и архитектуры места. Да, при этом с рынка уйдут слабые игроки, зато сильные архитектурные и строительные компании получат новые возможности. Такие законопроекты особенно важны в периоды кризиса, когда рентабельность и прибыль выходят на первое место часто в ущерб архитектурным решениям и историческим связям.

Первыми, на мой взгляд, могут ощутить на себе действие закона города с большой концентрацией архитектурного и исторического наследия, в которых нет промышленной составляющей, такие, как, например, Севастополь. Сейчас они развиваются хаотично, теряется гармония, исторический дизайн-код. Вместе с тем, у законопроекта есть и другая сторона. Он поможет снять избыточные ограничения и нестыковки нормативных актов из разных сфер законодательства. Например, в Калуге с 1982 года благодаря запретительным мерам ничего нельзя сделать с набережной Оки. Запрещено благоустройство, включая береговое укрепление, капитальное строительство, реконструкция разрушающихся объектов. Жесткие запретительные меры сдерживают развитие территорий, отталкивают инвесторов и ведут к упадку».