Россия пока отстает по уровню развития велоинфраструктуры, но постепенно наверстывает упущенное
Недавно в Амстердаме прошла вторая Биеннале велосипедной архитектуры — выставка проектов зданий и городских конструкций, которые рассчитаны на велосипедистов. На биеннале было представлено 15 проектов из девяти стран. Это и фотографии уже существующих построек, и футуристические идеи и проекты эстакад, многоуровневых велопарковок и торговых центров с велодорожками. Вдохновленная зарубежным опытом «Стройгазета» попросила российских архитекторов и девелоперов порассуждать об уровне развития велосипедной инфраструктуры у нас в стране. Конечно, до торговых центров с велодорожками нам пока далеко, но и сказать, что в стране ничего не делается для любителей двухколесного транспорта, было бы неправдой.
Дорожка дорожке рознь
Генеральный директор архитектурного бюро «Северин Проект» Александр Балабин считает, что вложения в велоинфраструктуру окупаются. «Велосипедная культура меняет город, оживляет его, делает комфортным и гармоничным, оказывает позитивное влияние на среду, которая становится более насыщенной и проницаемой, — говорит архитектор. — При этом устройство велодорожек и велопарковок возвращает деньги в бюджет за счет увеличения числа объектов стрит-ритейла и роста покупательской аудитории, город от этого только выигрывает». Велоинфраструктура становится хорошим маркетинговым ходом и у девелоперов, особенно в тех случаях, когда жилые комплексы возводятся в зеленых районах.
Однако говорить о том, что в России существует особая архитектура для велосипедистов, пока рано. И дело не только в бюджетах, но и в отсутствии нормативов. «Мы участвовали в нескольких конкурсах проектирования парков, — рассказывает основатель и генеральный директор архитектурно-ландшафтной компании Primula Антон Кривов. — Удивительно, но ни в одном техзадании не было отмечено, что для велосипедистов нужны специальные конструкции, максимум речь шла о выделенных дорожках». Одним из редких примеров является проект строительства велосипедного моста в медицинском кластере в Сколкове.
«Проблема развития велосипедной инфраструктуры в России заключается в остаточном или формальном принципах ее проектирования, — утверждает руководитель мастерской NOOR Architects Михаил Беляков. — Бытует мнение, что дорожки, парковки, буферные зоны можно делать «на глазок», ориентируясь на собственные субъективные представления. Однако велосипед является полноценным и самодостаточным видом транспорта. В различных странах для велосипедной инфраструктуры разработаны технические регламенты». Так, по словам архитектора, велопарковки должны располагаться в удобном безопасном месте не далее чем в 50 м от входа в то или иное здание. Если разместить велостоянку ближе, чем автомобильную, это будет мотивировать людей использовать велосипед, скажем, для поездок по магазинам.
Заместитель главного архитектора проектов ландшафтной компании Arteza Валерия Савиных добавляет, что нужен и жесткий регламент по безопасности. «Есть несколько вариантов велодорожек. Если велодорожки — это элемент городской транспортной инфраструктуры, то требуется согласование с городом. На таких дорожках действуют ПДД. Велодорожки в пределах жилых комплексов имеют, скорее, развлекательный характер, рассчитаны на детей и не требуют специальной разметки, скорость на них не должна превышать 20 км в час, — рассказывает Савиных. — Для профессиональных велосипедистов предназначены велодорожки в спортивных комплексах и парках. Они предполагают специальную разметку, покрытие и скоростной режим».
Москва двухколесная
Безусловно, наиболее «велопродвинутым» городом России является Москва. На сегодняшний день в столице проложено 223 км велодорожек, для сравнения: в начале 2010-х их было всего 47 км. Одно из самых комфортных мест для велосипедистов — это столичный парк им. 850-летия Москвы, считает Антон Кривов. Дорожки для велосипедистов здесь полностью отделены от пешеходной зоны, разметку хорошо видно даже издалека, есть рельефные зоны — имитации спуска и подъема разной степени сложности, а к пространству в целом применен сценарный подход: катаясь на велосипеде, гости парка видят лес, реку, цветники и декоративные элементы.
Заместитель генерального директора Института градостроительного и системного проектирования Илья Седушкин упоминает такой вид специальных сооружений для велосипедистов, как памп-треки. Это закольцованные трассы с чередованием коротких подъемов и спусков, без ровных участков. «В ходе реализации городских программ «Мой район» и «Моя улица» были спроектированы памп-треки на Байкальской улице, набережной Шитова, в детском Черкизовском парке и в парке 850-летия Москвы. Появляются в Москве и более масштабные объекты, например, реконструируемый памп-трек в Строгине площадью 5 тыс. кв. м».
«Дружелюбным» по отношению к велосипедистам считается жилой квартал «Южное Бунино» в Новой Москве. Район занимает территорию в 56,4 га, и еще на этапе проектирования предполагалось, что самое быстрое и удобное средство передвижения по такому большому району — это велосипед. Как рассказывает руководитель архитектурного бюро GAFA Architects Григориос Гавалилдис, в Южном Бунине было создано два кольцевых веломаршрута, связывающих ключевые точки микрорайона: школы, сады и набережную. Иными словами, они выполняют не только спортивно-рекреационную, но и транспортную функцию.
Любят велосипеды в «Сколково Парке», расположенном в западной части города. «Одной из важных задач проекта является создание альтернативного варианта передвижения в пределах Сколкова и Заречья, — говорит директор по маркетингу управления недвижимости компании Millhouse Станислав Лобанов. — Для этого помимо собственно дорожек мы устраиваем велопарковки, думаем о повсеместном внедрении велопроката. Маршруты пролегают через живописные места вдоль реки Сетунь. В перспективе сеть соединит между собой главные инфраструктурные объекты района — деловой и жилой квартал «Сколково Парк», парк «Мещерский», МШУ «Сколково», инновационный центр «Сколково», школы и другие». Общая длина велодорожек в проекте составит около 26 км. Ландшафтный парк с велодорожками будет развит и на территории жилого комплекса «Румянцево-Парк», который компания Lexion Development возводит в Новой Москве около станции метро «Саларьево». 223 велодорожек построено на сегодняшний день в Москве
Справочно:
В Нидерландах над оживленной автомобильной развязкой построили гигантский круговой мост The Hovenring, который предназначен только для велосипедистов. Для любителей двухколесного транспорта прокладывают даже подводные трассы. Так, например, в городке Хейненоорде пробурили специальный тоннель под рекой Маас.
Номер публикации: №27 от 12.07.2019