Как считает автор инициативы, депутат Госдумы Анжелика Глазкова, необходимость принятия нормы обусловлена тем, что в настоящее время правила по вывозу отходов игнорируют ситуации, когда в доме никто не живет и фактически услуга по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) не оказывается. При этом начисления за услугу продолжают регулярно собственникам приходить. Таких случаев очень много, и в результате за гражданами накапливаются задолженности. Многие предпочитают их погашать, но зачастую о набежавших долгах собственники узнают после вынесения судебных решений по искам региональных операторов. В связи с этим законодатель предлагает дать право как юрлицам, так и физлицам отказываться от заключения договора с региональным оператором, если у них есть место для размещения отходов в границах своего участка или смежного с ним.
Однако заранее можно сказать, что реализация этой инициативы в том виде, как она предлагается сегодня на рассмотрение, натолкнется на немалые трудности.
Гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев полагает, что сначала потребуется уточнить понятие «площадка для сбора отходов» и правила размещения на ней мусора. По закону такие сооружения могут быть в собственности только у юрлиц или предпринимателей.
В свою очередь, заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов считает, что при оценке инициативы вопросов возникает больше, чем ответов. Например, есть люди, которые проживают в многоквартирных домах (МКД), но у них есть некий дачный участок, и они вынуждены заключать договор на вывоз с него мусора. Подобная ситуация не вполне корректна, потому что вывоз отходов — это коммунальная услуга, которая оплачивается по мере ее использования. И, к сожалению, когда законодатели принимали поправки в ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления», то предусмотрели возможность платы за вывоз ТКО двумя способами. Первый из них — исходя из квадратных метров у собственника, а второй — исходя из количества проживающих в помещении людей. В результате возникли проблемы, связанные с перерасчетом. Так, согласно 354 правилам, регулирующим предоставление коммунальных услуг, если гражданин отсутствует более 5 дней и может это подтвердить, то он имеет право на перерасчет платы за коммунальные услуги, включая вывоз ТКО.
Это привело к проблемам у жителей тех регионов, где расчет ведется, исходя из количества квадратных метров, которыми они владеют, так как самой формулы для такого перерасчета не было, и спровоцировало многочисленные судебные обращения от таких граждан. И тогда в Минэкологии внесли изменения в 354 постановление правительства. В результате теперь у собственников есть все основания для перерасчета, однако он возможен только в случае отсутствия человека в помещении в течение последних 6 месяцев.
Эта преамбула имеет значение, так как поясняет, почему не заключать договор о вывозе ТКО — не проще для собственника, ведь утилизация отходов — это не банальное сжигание или закапывание мусора, и решение проблемы отказом от договора — не выход, так как упаковку, пластик и т. п. сжигать на своем участке нельзя.
С другой стороны, понятно, что мусор генерируют люди, и платить в случаях, когда человека нет, неправильно. Более того, когда жители проявляют инициативу и оплачивают услугу по итогам фактического накопления мусора, это тоже не всегда находит позитивный отклик со стороны региональных операторов, муниципалитетов и т. д.
Андрей КОСТЯНОВ, заместитель исполнительного директора некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»:
«Платить при отсутствии физического накопления отходов — это действительно неразумно. Решить имеющиеся проблемы с оплатой ТКО поможет грамотное введение мусорного налога»
Номер публикации: №05 09.02.2024