Бетонные аргументы: в Кузбассе прошла конференция, посвященная дорожному строительству

Бетонные аргументы: в Кузбассе прошла конференция, посвященная дорожному строительству

Бетонные аргументы: в Кузбассе прошла конференция, посвященная дорожному строительству РАДОР
20-ю ежегодную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Современные технологии строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог», организованную Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», принимал город Кемерово. На мероприятии, объединившем более 200 человек из 28 регионов страны, обсуждали проблемы и перспективы развития дорожной отрасли.

Итоги и планы

Участниками форума стали представители органов государственной власти, специалисты по проектированию, строительству, эксплуатации автомобильных дорог и организации дорожного движения, ученые, поставщики оборудования, производители строительных материалов.

В ходе конференции эксперты проанализировали итоги работы, проделанной российскими дорожниками в 2023-м. Как отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, прошлый год отмечен беспрецедентным уровнем поддержки регионов со стороны президента России и правительства РФ. «Объем ассигнований из федерального бюджета на финансирование всех программ дорожной деятельности субъектов РФ превысил 560 млрд рублей, кассовое исполнение составило 99,8%. По результатам прошлого года фактическая площадь укладки верхних слоев дорожного покрытия превысила 240 млн кв. метров. Только капремонтом и ремонтом к нормативам приведено более 28 тыс. км дорог. Это лучший показатель за всю историю дорожного хозяйства страны», — подчеркнул Игорь Костюченко. В текущем году на реализацию программ дорожной деятельности в регионах из федерального бюджета выделят свыше 330 млрд рублей. Планируется, что к концу 2024-го в нормативное состояние будет приведено 85% дорог городских агломераций, 54% региональных дорог, 70,6% магистралей опорной сети.

В свою очередь, директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Тимур Лубаков подчеркнул, что текущий год является завершающим для национального проекта «Безопасные качественные дороги». В настоящее время формируется новый транспортный нацпроект, его реализация начнется в 2025-м.

О стратегических направлениях развития дорожного комплекса принимавшего конференцию Кузбасса и перспективах расширения его дорожно-транспортной сети слушателям рассказали первый заместитель губернатора — председатель правительства Кемеровской области — Кузбасса Илья Середюк и министр жилищно-коммунального и дорожного комплекса региона Дмитрий Киселев. Среди значимых проектов они назвали возведение Северо-Западного обхода города Кемерово. Трассу первой технической категории протяженностью 47 километров с транспортной развязкой, экодуками и 700-метровым мостом через реку Томь начали строить в 2021 году, завершат работы в 2024-м.

Не только количество, но и качество

Наращивая темпы строительства и реконструкции автотрасс и объемы финансирования соответствующих программ, необходимо обеспечивать качество выполнения работ, добиваться отдачи от каждого вложенного рубля. Но делать это сегодня непросто — транспорта на российских дорогах становится все больше, увеличиваются вес машин и скорость их передвижения. Как следствие, усиливается нагрузка на магистрали — за последние 30 лет она возросла в четыре раза!

Тому, как повысить несущую способность дорог в условиях напряженного трафика, снизить затраты на их ремонт и содержание, было посвящено выступление заведующего кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), доктора технических наук Виктора Ушакова.

«Прежде всего, требуется изменить подход к проектированию дорог. Отдавать предпочтение вариантам с минимальной стоимостью строительства, не учитывая затраты на ремонт и содержание объекта в течение жизненного цикла, в сегодняшней экономической ситуации недопустимо. В итоге мы получаем новые дороги, которые нуждаются в ремонте уже через три-четыре года интенсивной эксплуатации», — сказал Виктор Ушаков.

По его мнению, существенно замедлить процессы деформации и разрушения магистралей позволяет усиление общей жесткости дорожной конструкции за счет применения цементобетона в конструктивных слоях дорожных одежд, а также укрепления грунтов и местных материалов минеральными и комплексными вяжущими.

РАДОР

Напомним, в прошлом году представители МАДИ опубликовали научно-исследовательскую работу «Оценка экономической эффективности применения жестких и нежестких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог». При ее подготовке эксперты сравнили стоимость конструкций дорожных одежд для дорог I, II и III категорий, расположенных во всех дорожно-климатических зонах нашей страны. Результаты исследования подтвердили: практически во всех случаях экономически более выгодными являются конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Данный вывод можно сделать также, исходя из приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ №148 от 3 марта 2023 года: в соответствии с утвержденными данным документом укрупненными нормативами цен стоимость 1 км дорог с цементобетонными покрытиями на 10-15% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка дороги с асфальтобетонным покрытием.

Среди других важных преимуществ жестких одежд — длительный срок службы. Текущего ремонта такие дороги могут потребовать лишь спустя 12 лет интенсивной эксплуатации, смены покрытия — только через 30 и более лет.

Вечные одежды для дорог

Применение технологий укрепления и стабилизации грунтов, строительство цементобетонных покрытий с защитными слоями, предусмотрено популярными сегодня концепциями «вечных дорожных одежд», к которым с начала 2000-х годов обращаются многие страны мира. Помимо долгого срока службы к несомненным плюсам этих трасс относят низкую стоимость затрат полного жизненного цикла; низкие потери пользователей вследствие уменьшения общей продолжительности времени на выполнение ремонтных работ; сокращение воздействия на окружающую среду благодаря экономии материалов и повторному использованию верхнего слоя покрытия после его фрезерования.

Не исключено, что именно такой вечной магистралью станет Северо-Западный обход столицы Кузбасса, строительство которого ведется с применением цементобетона в основании дорожных одежд. Практика показывает: выполненные в цементобетоне объекты транспортной инфраструктуры успешно эксплуатируются в сложных климатических условиях регионов Сибири и Дальнего Востока. И есть все основания полагать, что более широкое распространение соответствующих технологий даст мощный импульс развитию отечественной дорожной сети, поможет снять сковывающие страну транспортные ограничения, получить экономический эффект от каждого мероприятия, предусмотренного утвержденным правительством РФ пятилетним планом дорожной деятельности.