«Не останавливаться на достигнутом»: Антон Глушков уверен в особой роли НОСТРОЙ в строительстве

«Не останавливаться на достигнутом»: Антон Глушков уверен в особой роли НОСТРОЙ в строительстве

«Не останавливаться на достигнутом»: Антон Глушков уверен в особой роли НОСТРОЙ в строительстве Кирилл Киреев
В 2019 году, когда Антон Глушков впервые баллотировался на пост президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), профессиональное сообщество было едино: наконец-то у руля встанет не очередной назначенец, а «свой человек», который вернет нацобъединению то место в отрасли и в стране, для которого его и создавали. Спустя четыре года, возложенные на него надежды он явно оправдал, получив, как кандидат в президенты НОСТРОЙ, выборы которого пройдут 21 апреля на ХXII Всероссийском съезде саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве, единогласное одобрение по итогам весенних окружных конференций всех отраслевых СРО. Что было для этого сделано, с чем планирует идти на второй срок — об этом и многом другом Антон ГЛУШКОВ рассказал «Стройгазете».

Антон Николаевич, вы в НОСТРОЙ в разном качестве с самого начала, видели все этапы его развития. Каким сегодня стало нацобъединение?

НОСТРОЙ — общественная организация, представляющая интересы отрасли и бизнеса, при этом наша эффективность напрямую зависит от взаимодействия с органами исполнительной власти, курирующими отрасль. Четыре года назад я все-таки воспринимал стройку с точки зрения бизнеса: что нужно, чтобы ей было хорошо. Однако не было четкого понимания того, что нужно в целом экономике от стройки. Ведь исполнительная власть формирует запрос от страны и общества к отрасли.

Отсюда поиск правильного компромисса. Бытует мнение: «Бизнес должен быть социально ответственным, зачем говорить про деньги?» Да, бизнес должен быть и таким, но, в первую очередь, это предпринимательство, и его основная цель — извлечение прибыли. Поэтому если мы хотим развивать стройку, она должна быть прибыльна. Тогда это будет интересно большему числу компаний, это будет и продвигать новые технологии, и повышать качество строительства.

Сегодня мы понимаем, что — особенно с начала пандемии — роль государства в регулировании экономики стройки стала много шире. Если ранее это было в основном нормативное регулирование, то сейчас введено много подзаконных актов, мер экономической поддержки, субсидирование застройщиков и ипотечной ставки, налоговые каникулы и так далее — огромное количество мер, напрямую касающихся бизнеса.

Поэтому если говорить о том, что нового в моей жизни появилось, — это поиск постоянного здорового баланса в интересах бизнеса и власти. И мы как профсообщество должны, с одной стороны, обобщать запрос от бизнеса, а с другой — объяснять и доносить правильно те задачи, которые ставит власть. Ведь именно НОСТРОЙ — единственная массовая общественная организация, объединяющая всю отрасль, состоящую в основном из компаний малого и среднего бизнеса. И мы стали тем агрегатором, который это взаимодействие может содержательно обеспечивать.

Насколько успешно это у вас получается?

Об этом судить точно не мне. Но очень хочется верить, что в рекордных показателях стройки, продемонстрированных в прошлом году, есть и моя заслуга. Я сейчас говорю не столько об объемах введенного жилья, сколько о более существенных вещах: например, о вкладе отрасли в ВВП страны, где есть прирост 6,6%! Конечно, здесь сложно как-то выделить мою роль в этой цепочке, но то, что это взаимодействие ведется и результат есть не на словах, — это факт.

У нас зачастую успех рублями измеряется — и в этой части оцениваю наши усилия как эффективные, поскольку текущий финансовый результат, заложенный в «Стратегии развития отрасли до 2030 года с прогнозом до 2035-го», полностью достигнут, причем невзирая на то, что контрактов и объектов не стало больше. Главное — показатели улучшились. И наша заслуга в этом тоже есть.

Вспомните свои первые предвыборные обещания. Все ли выполнено? Есть сейчас за что критиковать НОСТРОЙ?

Мне кажется, нам удалось изменить отношение самих саморегуляторов к отрасли. Изначально главной задачей нацобъединения было взаимодействие с СРО. Я эту конструкцию содержательно пересмотрел: принципиальной задачей НОСТРОЙ является взаимодействие с подрядными организациями через СРО. Поначалу процесс шел так себе, было большое количество оппонентов, полагавших, что нацобъединение создано для того, чтобы защищать исключительно интересы СРО. Я, напротив, считаю, что НОСТРОЙ создан для защиты интересов бизнеса. Верховенство такого взгляда — наша большая победа. А самая серьезная недоработка — это то, что до сих пор СРО плохо интегрированы в управление российским стройкомплексом. Работа здесь ведется, но сказать, что бизнес повсеместно успешно взаимодействует с СРО, нельзя. Да, есть много позитивных примеров конкретного и важного взаимодействия СРО и застройщиков, но утверждать, что это стало обычной практикой, не буду.

Сергей Консиантинов

А вам понятно почему?

Думаю, да. Очень важно показать эффективность работы СРО — как для бизнеса, так и для власти. Приведу один наглядный пример, касающийся уровня заработных плат, которые можно определять официальным расчетным путем, а можно использовать методику, которую мы построили через выгрузку фактических зарплат, выплачиваемых работодателем своим сотрудникам (через систему СРО). Отмечу: для того, чтобы твои члены открыли свою бухгалтерию и выгрузили всю информацию про деньги, должны быть очень высокая степень доверия и вера в то, что все это даст реальные результаты. В тех регионах, где нам удалось это осуществить (а мы с этим стартовали в Кемерово), бизнес буквально через полгода увидел позитивный результат. И все же…

Где происходит сбой?

Наверное, он чуть-чуть есть везде. Возможно, мы не все методически верно определяем: где-то не хватает компетенций, где-то желания, а где-то верного понимания сущности СРО, которую мы рассматриваем как способность быть сервисом для бизнеса. А еще бизнес в стройотрасли — это в основном субъекты малого предпринимательства, и, к сожалению, у нас пока нет той нормы рентабельности в стройке, которая позволяет им мыслить стратегически. Все действуют тактически: два раза в месяц ты, кровь из носа, должен заплатить зарплату и налоги. Поэтому требовать от бизнеса, чтобы он ввязался в стратегию, пока преждевременно. Вот когда ситуация с экономикой в строительстве выправится, у бизнеса возникнет больше возможностей и желания плотно взаимодействовать с нами.

Какие наказы вам дают сейчас избиратели? Какие направления работы в связи с этим вы планируете включить в свой «задачник»?

Мы же с вами говорим про общий контур, а этот контур распадается на конкретные предложения. Мы видим, как улучшить нашу работу, сделать ее эффективнее. Например, внесли свои предложения в этой части и обсудили их на совещаниях в 10 федеральных округах. По правде, я думал, что пока к этим предложениям большого интереса не будет. Вышло наоборот: практически по каждому пункту из того, что я предлагал по развитию нашей работы, поступили дельные и правильные предложения с мест. Очень благодарен коллегам, неравнодушно воспринявшим то, о чем я говорил. Как скоро это будет реализовано? Поживем — увидим...

Как бы вы подвели итоги своей работы в качестве главы нацобъединения?

За четыре года сделано было немало. Первое: на волне актуализации нормативно-технической базы строительства и пересмотра документов системы стандартизации в 2019 году был создан Технический совет, основная задача которого — выработка единой политики профсообщества в этой области. Свои функции Техсовет успешно выполняет, проведена работа по ключевым направлениям: участие в подготовке концепции совершенствования системы технического регулирования, пересмотр перечней документов по стандартизации обязательного и добровольного применения, актуализация документов системы стандартизации НОСТРОЙ и др.

Для оказания методологического содействия СРО и их членам, а также гармонизации правоприменительной практики в 2019 году была образована Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ, в состав которой сегодня входят 24 представителя профсообщества.

В 2020 году отрасль столкнулась с новым вызовом: страну накрыла пандемия. Масштабы ее оказались таковы, что было принято решение остановить на некоторое время практически весь бизнес, в том числе стройку, что не могло не отразиться на бюджетировании и сроках. Для урегулирования ситуации мы создали оперативный штаб по поддержке стройкомпаний. Одной из мер стала выдача займов из компфондов СРО для обеспечения исполнения обязательств по контрактам.

В том же году начал активно прорабатываться вопрос о развитии Единого информационного пространства НОСТРОЙ, сейчас в его рамках обеспечивается функционал Единого реестра членов СРО и их обязательств, Национального реестра специалистов (НРС) и Каталога импортозамещения. Предполагается дальнейшее его развитие в Экосистему НОСТРОЙ с функционалом прогнозирования, где будут содержаться сведения об объектах строительства с подробной информацией по ключевым показателям: цена, нормативы, ресурсы.

Для развития научной и образовательной среды при поддержке НОСТРОЙ в 2021 году был создан Образовательный консорциум, деятельность которого направлена на интеграцию возможностей, ресурсов, технологического, интеллектуального, научного и образовательного потенциалов его участников.

Последние полтора-два года строители были обеспокоены проблемами роста цен по контрактам в связи с удорожанием стройматериалов и компенсации затрат по госконтрактам, где цена после торгов являлась твердой и не подлежала изменению. НОСТРОЙ начал прорабатывать этот вопрос в 2021 году. На основании объективного мониторинга нам удалось доказать необходимость такого механизма. И сегодня мы продолжаем мониторить его работу. Сейчас можно говорить о фактически спасенных объектах строительства на сумму более 900 млрд рублей! Общее удорожание по этим контрактам составило порядка 180 млрд рублей. Благодаря такой работе поступили эквивалентные средства из Резервного фонда правительства РФ, а также из региональных и муниципальных бюджетов.

В 2022 году приказом Росстандарта №669 в ведение НОСТРОЙ был передан секретариат подкомитета ПК 3 «Строительство. Основные положения нормирования» ТК 465 «Строительство». Его основными задачами являются участие в разработке документов по стандартизации и по выявлению необходимости обновления и пересмотра действующих нормативов в соответствии с областью деятельности. В 2022 году подкомитетом проведено 10 заседаний, на которых обсуждались проекты пересмотра национальных стандартов, а также изменения в СП 48. Кроме этого, рассмотрены 17 предложений по закрепленной за ПК 3 области стандартизации для формирования Плана разработки и утверждения сводов правил на 2023 год и Программы национальной стандартизации на 2023 год.

Прошлой весной отечественные стройкомпании испытали очередной стресс из-за ухода с рынка множества иностранных производителей стройматериалов. Некоторые сегменты нуждались в принятии сиюминутных решений по поиску аналогов продукции, покинувшей российский рынок. Так, по поручению Минстроя России НОСТРОЙ подготовил Каталог импортозамещения. Создавался он на основании проведенного нами анализа ПСД на объекты соцкультбыта и вызвал живой интерес у отрасли. Сейчас Каталог содержит 3180 позиций и продолжает развиваться и пополняться. Менее чем за год каталог доказал свою нужность и востребованность в профсообществе и сегодня занимает первые строчки в поисковиках в интернете.

Впервые в истории современной России в 2022 году принят комплексный документ, определяющий ключевые тренды развития жилищного, транспортного, инфраструктурного и промышленного строительства на ближайшее десятилетие, — «Стратегия развития стройотрасли и ЖКХ РФ». В его разработке активное участие принимали эксперты и руководство НОСТРОЙ, благодаря чему отдельный раздел стратегии посвящен совершенствованию института саморегулирования в отрасли.

Приняты изменения законодательства в части реализации института независимой оценки квалификации. Система развивается и направлена на повышение уровня знаний у специалистов и обеспечения безопасности и надежности объектов капитального строительства. Уточнены минимальные требования к специалистам, включаемым в НРС в области строительства, а также введена обязательная оценка квалификации реестровых специалистов.

23 декабря 2022 года на базе НОСТРОЙ создан Строительный консорциум, объединяющий сейчас 24 ведущих участника отрасли с целью консолидации и повышения эффективности научных исследований и экспериментальных разработок, реализации совместных проектов, направленных на научно-технологическое развитие страны.

Давайте поговорим о том, с какой предвыборной программой вы идете на второй срок. В части, касающейся, к примеру, трендовой цифровой трансформации…

Логичным итогом всей нашей работы должно стать объединение всех созданных ранее IT-сервисов нацобъединения в уже упомянутую мной Экосистему НОСТРОЙ «Цифровое строительство». Это будет включать, в том числе, создание «Электронного центра ценообразования», формирование и наполнение «Электронной библиотеки строителя» и дальнейшее развитие Каталога импортозамещения и его трансформацию в геопространственный сервис по поиску производителей и поставщиков — Каталог строительных ресурсов.

В качестве одной из мер поддержки отрасли государством в условиях санкций в апреле 2022 года было принято постановление правительства №579, определяющее особенности внесения изменений в проектную документацию в связи с заменой стройресурсов на аналоги без прохождения повторной экспертизы.

Наш Каталог, пока еще по статье импортозамещения, — одна из мер реализации этого постановления, посредством которого существенно сокращаются административные барьеры и временные затраты при осуществлении замены стройматериалов. Отличительным преимуществом и главной особенностью нашего ресурса является обязательное попозиционное содержание данных об аналогичном материале отечественного производства, не уступающего по ключевым техническим характеристикам исходному импортному товару.

Такой подход был изначально запроектирован НОСТРОЙ при создании Каталога, поскольку в наглядной и доступной форме способствует доведению необходимой и достоверной информации о товарах и их производителях до конечного потребителя, реализуя таким образом государственную политику по обеспечению технологической независимости. Развитие этого направления предусматривает и создание в дальнейшем целой системы проверки качества стройресурсов методами лабораторного контроля путем создания цифрового лабораторного кластера.

А если говорить об «Электронном центре ценообразования», зачем он нужен?

Летом прошлого года мы провели мониторинг на предмет наличия региональных Центров ценообразования в строительстве (РЦЦС), по итогам которого выявлено, что в 17 регионах РЦЦС отсутствуют, в 54 функциями по ценообразованию наделены местные подразделения минстроев и экспертиз, а в 14 субъектах они же в разной форме и качестве собирают информацию.

Численность специалистов, занятых в решении поставленных задач по ценообразованию в строительстве, составляет в среднем три человека на регион, что совершенно недостаточно для получения объективного результата на данном направлении. Процесс сбора на постоянной и системной основе информации о цене ресурсов по ценообразующим позициям (около 700 — не менее трех предложений на каждый ресурс) является трудоемким и затруднительным из-за нежелания поставщиков и производителей предоставлять данную информацию.

В связи с изменениями, вызванными глобальной реформой системы ценообразования и переходом на новую сметную нормативную базу ФСНБ-2022, а также новым методом ценообразования, этому вопросу необходимо уделить пристальное внимание.

FRNZ24569.jpg

По результатам мониторинга НОСТРОЙ выявлена закономерность, что при отсутствии полноценного РЦЦС высока вероятность отставания региона по уровню сметных цен от рынка, увеличению количества несостоявшихся торгов и т. п. При этом, заметьте, мы не ставим целью подменить собой центры на местах, мы хотим предоставить им сервис, посредством которого СРО поможет региону исправить ситуацию и обеспечить строителя работой по объективной стоимости.

Второй срок на посту главы НОСТРОЙ вы собираетесь посвятить реализации этих задач?

И этих тоже. У меня есть огромное желание связать все наши начинания в единую логичную и эффективную систему, превратить свои идеи и инициативы коллег из бизнеса и СРО в надежную основу для поступательного развития отрасли, чтобы стройбизнес развивался гармонично, выстраивая свою работу по долгосрочным планам, пользуясь поддержкой органов власти, которые видели бы в нем надежного партнера. Это для меня одновременно и надежда, и вызов, а также гарантия того, что сам я буду развиваться в человеческом и профессиональном качестве, не останавливаясь на достигнутом.

И последнее. Что бы вы хотели сказать своим коллегам, всем строителям?

Наша отрасль — лидер и локомотив экономики. Это видно хотя бы по статистике: по вкладу отрасли в ВВП страны, по введенному объему жилья. Важно сохранить и нарастить такую позитивную динамику. Строители просто обязаны сказать спасибо исполнительной власти за ее поддержку. Мы дорожим теми доверительными отношениями, которые возникли благодаря и нашей добросовестной и самоотверженной работе, и желанию властей поддержать нас.

Нас ожидают весьма непростые времена — и в такой турбулентной реальности необходимо сохранить все самые тонкие настройки во взаимосвязи всех участников процесса. И здесь очень большую роль может сыграть именно нацобъединение. Могу гарантировать: НОСТРОЙ приложит все свои силы, сделает максимум возможного и даже больше, чем нам предписано законом и ожиданиями тех, кто имеет отношение к стройке. 

НОСТРОЙ создан для защиты интересов бизнеса. Верховенство такого взгляда — наша большая общая Победа