Действовать сообща: сибирские проектировщики о том, что нужно сделать в интересах градостроительства

Действовать сообща: сибирские проектировщики о том, что нужно сделать в интересах градостроительства

Действовать сообща: сибирские проектировщики о том, что нужно сделать в интересах градостроительства Shutterstock/FOTODOM
Административные барьеры при разработке «противопожарных» разделов проектной документации, избыточные требования при расчете автопарковок, запреты на строительство в границах исторических мест и многие другие насущные отраслевые вопросы обсудили представители проектных саморегулируемых организаций (СРО) в рамках конференции, организованной Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) в Новосибирске.

«Пожарное» проектирование

Внимание участников мероприятия на препоны при проектировании «противопожарных» разделов реконструкций, модернизаций и капитальных ремонтов обратил координатор НОПРИЗ в Сибирском федеральном округе (СФО) Александр Панов. В частности, согласно вступившему в силу приказу МЧС России, такую работу вправе выполнять только проектировщик, получивший специальную аккредитацию от МЧС. «Но на сегодняшний день в Новосибирской области такую аккредитацию получило только три человека, — очертил масштаб диссонанса Александр Панов. — Такая ограниченность связана с тем, что документы на прохождение соответствующего экзамена в принципе не принимаются у специалиста, если у него отсутствует профильное образование МЧС по направлению «Пожарная безопасность», полученное в Академии МЧС или ином вузе. В итоге выходит, что упомянутые три человека с аккредитацией перегружены работой, а неаккредитованные проектировщики заказов лишаются. Мы начали переписку с МЧС и Минстроем России на данную тему, но пока получили только формальный ответ: да, такая норма есть, она правильная, ее нужно выполнять. Пояснить, почему проектировщики, вполне легитимно проектирующие «пожарную безопасность» на новом строительстве, не вправе браться за тот же раздел при проектировании модернизации действующих объектов, нам так никто и не смог. Между тем, у нас уже три членские организации столкнулись с невозможностью сдать заказчику выполненные работы — именно из-за этой коллизии».

Вас здесь не стояло

Председатель Совета Гильдии проектировщиков Сибири Валерий Филиппов в качестве острой, болезненной проблемы назвал действующие в Новосибирске градостроительные нормативы по обеспечению зданий и сооружений автостоянками. Архитектор считает их более жесткими, чем во многих других мегаполисах, а зачастую просто «драконовскими», совершенно не учитывающими реального функционала зданий и фактической ситуации в застройке районов.

«Скажем, для фитнес-центров, аквапарков, бассейнов и спортивно-оздоровительных комплексов норма обеспечения машино-местами, вписанная в новосибирские правила землепользования и застройки, — четыре места на 100 кв. метров общей площади объекта, включающей даже технические помещения, за исключением лестничных клеток и лифтовых шахт, — посетовал Валерий Филиппов. — Из-за этого проект требует дико большого числа машиномест, абсолютно избыточного для ограниченного числа посетителей такого объекта».

Та же самая проблема сохраняется и при проектировании, например, апарт-отелей. «Причем, если говорить отдельно о жилой части, то сложностей не возникает: там автостоянки рассчитываются по вполне приемлемой формуле на основании федерального СП 42.13330.2016 (15 машиномест на 100 проживающих). Но беда в том, что неотъемлемой частью этих апарт-комплексов являются опять-таки спортивные комплексы, медицинские центры и т. п., по которым мы должны при расчете основываться на уже упомянутых «драконовских» требованиях, — рассказал Валерий Филиппов. — И новосибирское Управление архитектурно-строительной инспекции (УАСИ) настаивает на неукоснительном выполнении этих требований. Я уже приводил разные аргументы, высылал аналитику, основанную на опыте других городов, доказывал, что в отдельных случаях — например, при наличии в пешеходной доступности высокоскоростного рельсового общественного транспорта (метро) — допустимо снизить расчетное число машиномест на 25%, но ничего не помогает. УАСИ все равно требует максимального количества машиномест и не дает без него разрешения на строительство, хотя потом, после ввода в эксплуатацию, значительная часть этих парковок пустует».

Валерий Филиппов выразил надежду, что совместно с коллегами из других регионов удастся убедить новосибирские контролирующие структуры смягчить необоснованно жесткие требования по машиноместам.

Александр Панов предложил по подобным поводам направлять в муниципальные органы власти от имени руководителей региональных СРО групповые экспертные письма, посредством которых доносить соответствующие инициативы профсообщества.

«Городская музеефикация»

Директор СРО «Ассоциация Томское проектное объединение» Александр Седиков в качестве эффективного инструмента решения и предупреждения проблем наподобие озвученной Валерием Филипповым назвал более тесное сотрудничество с органами исполнительной и законодательной власти. «Например, у нас в членах Совета СРО — депутат томского горсовета, и он защищает наши интересы на уровне города», — сообщил Александр Седиков. Также эффективным может оказаться выведение спорного вопроса на уровень Арбитражного суда (в случаях, когда, например, контрольно-надзорные органы явно начинают превышать свои полномочия, создавая необоснованные административные барьеры).

Как удачный опыт многолетнего, относительно успешного лоббирования нормальных, здоровых и законных интересов профессионального сообщества Александр Седиков упомянул восьмилетнюю борьбу с непродуманными проектами установления границ исторического поселения в Томске. В данном случае, как это ни парадоксально на первый взгляд, позитивным фактом является то, что ни один проект до сих пор не утвержден. По сведениям томских источников, даже в свежей редакции этого проекта, представленной в начале июля, подрядчик Минкульта вновь проигнорировал большинство предложений по смягчению ограничений строительства. Проектом, в частности, предусмотрено, что на всей исторической территории Томска (порядка 16 кв. км) запрещается прокладка сетей, применение железобетонных конструкций, размещение торговых центров, физкультурно-спортивных и зрелищных объектов, ограничиваются площади высших учебных заведений и т. п.

«Фактически в результате принятия такого проекта исторических границ произойдет «музеефикация» города, и к нам ни один нормальный строительный инвестор не придет, развитие Томска попросту остановится», — обозначил ставки в борьбе Александр Седиков.

Используйте «IT-льготы»

В ходе конференции также была озвучена идея для проектных компаний попробовать воспользоваться льготами, которые на федеральном уровне выработаны для IT-специалистов с целью удержать их от эмиграции. При наличии в фирме работников соответствующих специализаций и компетенций и при имеющейся реальной потребности в наращивании потенциала российского программирования для целей внедрения технологий информационного моделирования данный механизм мог бы успешно сработать, поддержав и отдельных работников, и компании в целом. С правильностью идеи согласился заместитель председателя правления Новосибирского Союза архитекторов Петр Долнаков. По его оценке, она особенно актуальна в ситуации объективно нарастающей общей цифровизации проектирования, «когда любой проект фактически сразу создается как электронная база данных».

Кому обследовать конструкции?

Далее был поднят стародавний вопрос о необходимости передать полномочия по техническому обследованию строительных конструкций от изыскателей проектировщикам. С точки зрения Александра Седикова, упорное сохранение конфликта в этой сфере, заставляющее одни и те же компании входить и платить взносы сразу в две СРО (проектную и изыскательскую, поскольку формальные полномочия на эту работу остаются у изыскателей, но необходимыми компетенциями для ее выполнения чаще располагают проектировщики), нарушает элементарные принципы социальной справедливости.

Директор СРО «Межрегиональный Союз проектировщиков и архитекторов Сибири» Наталья Бутина напомнила о многолетней работе, которую представляемая ею Ассоциация ведет для разрешения упомянутого спора между проектировщиками и изыскателями о полномочиях на обследование строительных конструкций. Она выразила убежденность в том, что окончательную, справедливую точку в этой дискуссии можно поставить, только если выступить сообща, сформировав для чиновников федерального Минстроя ясную и единую позицию профсообщества по данной теме.

Директор СРО «Ассоциация проектировщиков Кузбасса» Татьяна Квашнина поддержала высказанные предложения, подчеркнув, что для преодоления общих проблем нужно всем вместе выходить напрямую на тех, кто формирует и утверждает нормативные документы и принимает значимые градостроительные решения. Это, по ее мнению, касается и ограничений прав на «противопожарное» проектирование, и других вопросов.

Равнение — на рейтинг

В заключение участникам конференции был представлен презентационный ролик автоматизированной информационной системы (АИС) «Рейтингование», разработанной по инициативе Минстроя России.

Концепцию АИС прокомментировал заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Игорь Владимиров. Как следует из озвученных сведений, данная система призвана обеспечить всех участников инвестиционно-строительного процесса доступной и достоверной информацией об организациях — исполнителях работ по следующим параметрам: уровень квалификации специалистов; использование технологий информационного моделирования; выполненные работы (общий объем и портфолио); соблюдение правил членства в СРО; страхование ответственности; показатели добросовестности.

В АИС «Рейтингование» внедрены механизмы интеграции с реестрами Национального агентства развития квалификаций, Главгосэкспертизы России и Федеральной налоговой службы, единым реестром членов СРО, Национальным реестром специалистов НОПРИЗ и ЕГРЮЛ. Ведется обсуждение возможности интеграции с единой информационной системой в сфере закупок.

По замыслу разработчиков, репутационный рейтинг, участие в котором для компаний является бесплатным, способен стать действенным инструментом при выборе исполнителя госзаказов, тем самым снизив риски их неисполнения. Как уточнил Игорь Владимиров, сегодня завершается опытная эксплуатация АИС.

38 отраслевых организаций принимают участие в опытной эксплуатации АИС «Рейтингование», разработанной по инициативе Минстроя России