Сергей Собянин: санкции не помешают развитию Москвы

Сергей Собянин: санкции не помешают развитию Москвы

Сергей Собянин: санкции не помешают развитию Москвы
7 февраля 2023 года президент Российской Федерации Владимир Путин провел встречу с мэром Москвы Сергеем Собяниным, который доложил главе государства об основных результатах реализации программы развития Москвы и планах на 2023 год.
По словам Сергея Собянина, 2022-й год был для страны определенным испытанием, но даже жесточайшие санкции не послужили для Москвы каким-то препятствием по реализации намеченных программ. «Я считаю, что и последующие годы дадут хорошую, высокую динамику и качество развития города», - сказал мэр Москвы.

Экономический рост
Сергей Собянин, сообщил, что за последние пять лет инвестиции в экономику столицы выросли в два раза. Общий объем инвестиций в 2022 г. достиг беспрецедентного уровня – 4,9 трлн рублей. Таким образом на Москву сейчас приходится всех инвестиций России. При этом один рубль бюджетных вложений генерирует более трех рублей частных.

Важнейшей тенденцией последних лет является новая индустриализация Москвы – строительство новых и расширение действующих промышленных производств. В Москве действует более 3,5 тыс. крупных, средних и малых производств. В 2017-2022 годах объемы производства в обрабатывающих отраслях выросли на 40% (без учета нефтепереработки). В 2022 году рост обрабатывающей промышленности составил 10,4%.

На минимальном уровне находится безработица – 0,39%. За 5 лет число рабочих мест в Москве увеличилось почти на 300 тыс. Крупнейшим работодателем является динамично развивающийся малый и средний бизнес, в котором занято 3,2 млн человек. В ходе встречи мэр Москвы рассказал о нескольких крупных проектах, которые в ближайшие годы станут драйвером новой индустрии. Среди них - индустриальный парк «Руднево», в котором уже сегодня создано 120 тыс. кв. метров промышленных площадей, а в ближайшие годы его инфраструктура вырастет еще в три раза.

Ядром парка станет Федеральный центр беспилотных авиационных систем. Резиденты Центра сконцентрируются на разработке новых моделей беспилотников различного назначения, совершенствовании авионики и внедрении технологий искусственного интеллекта.

Справочно:
В настоящее время в «Руднево» работают пять компаний с суммарным объемом инвестиций 6,3 млрд рублей:
ООО «Аэромакс» – крупнейший российский разработчик и производитель БАС (АФК «Система);
АО «НПП «Стрела» – компания по производству и модер¬низации авиационной техники, в т. ч. двойного назначения;
АО «ГТЛК» – крупнейшая лизинговая компания России;
АО «Эколибри» – российская технологическая компания, проектирующая и производящая электрическую авиацию;
Кибердром – проект Минпромторга России для подготовки кадров нового поколения для цифровой промышленности.
Кроме того, в «Руднево» будут развернуты мощности ряда федеральных предприятий, включая концерн «Алмаз-Антей».

Вторым важнейшим направлением, Сергей Собянин назвал фармацевтический кластер.
Он указал, что в особой экономической зоне «Технополис Москва» в Зеленограде с 2019 года формируется фармацевтический кластер, который сконцентрируется на производстве жизненно важных препаратов, начиная с противовирусных и заканчивая онкологическими.
В настоящее время работает шесть производств, в 2023 году планируются к открытию 3 производства. В 2027 году в кластере будет работать до 15 производств.

Часть из них (7 производств) планируется создать с использованием механизма офсетных контрактов – локализация производства в Москве в обмен на гарантированные закупки выпускаемой продукции для городских нужд (стационаров и льготного лекарственного обеспечения).
В фармацевтическом кластере будет организовано производство 128 наименований лекарств, из которых 98 прежде не выпускались в России. В частности, будет закрыто 80% потребности в онкологических препаратах.

Еще одним драйвером новой индустрии должно стать электромобилестроение.
Всего за пять месяцев Правительство Москвы совместно с «КАМАЗом» возобновили производство на автозаводе «Москвич», с которого ушла компания «Рено». В 2022 году было произведено две тыс. автомобилей.

В ближайшие два-три года планируется создать отечественную платформу электромобилей, благодаря которой Москва станет российским центром разработки и производства электротранспорта. Созданный в Москве межотраслевой кластер электромобилестроения включает 40 организаций.

Крупнейшие проекты – организация выпуска легковых электромобилей («Москвич»), электрогрузовиков, а также аккумуляторных батарей для электротранспорта.

Кроме того, на заводе СВАРЗ в Сокольниках организован выпуск электробусов (партнер – «КАМАЗ»).
Развитие московского кластера электромобилестроения обеспечит создание около 40 тыс. рабочих мест – на головных предприятиях и предприятиях-производителях автокомпонентов в Москве и других регионах России.

Модернизация транспортной системы
Начиная с 2011 года в городе было построено 100 новых станций метро и МЦК. Сеть Московского метрополитена выросла в 1,5 раза. Метрополитен получил 4157 современных вагонов, что позволило обновить парк на 70%. В 2019 году было открыто движение по первым двум диаметрам наземного метро МЦД-1 и МЦД-2 – 132 км путей и 61 станция. С момента запуска диаметрами воспользовалось 510 млн пассажиров, прирост пассажиропотока составил 20%.

В городе построено 1200 км новых дорог, 359 искусственных сооружений (мосты, эстакады, тоннели) и 291 внеуличный переходный переход. Реконструировано 16 вылетных магистралей, построено и реконструировано 19 развязок на МКАД, обустроены выделенные полосы для движения общественного транспорта протяженностью свыше 400 километров.

Общая протяженность магистральной улично-дорожной сети была увеличена на 20%, количество искусственных сооружений – на 50%.

В 2023 году планируется завершить несколько мегапроектов, которые будут означать новую транспортную реальность для миллионов жителей Москвы и Московской области. Это:

1) Крупнейшее в мире 70-километровое метрокольцо – Большая кольцевая линия с 31 станцией.
За счет существенного снижения нагрузки на другие линии и появления многочисленных альтернативных маршрутов поездок положительный эффект от ввода БКЛ почувствуют все пассажиры Московского метрополитена. На многих маршрутах экономия времени при ежедневных поездках составит до 35-45 минут.
Разгрузка Кольцевой линии метро составит до 25%, радиальных линий – до 22%.

2) Два диаметра наземного метро МЦД-3 и МЦД-4 – 170 км и 80 станций, которые улучшат транспортное обслуживание 5,4 млн москвичей и жителей Подмосковья.
МЦД-3 свяжет Октябрьское и Казанское направления железной дороги.
МЦД-4 соединит Калужское и Нижегородское направления, а также 7 городских вокзалов.

3) Московский скоростной диаметр и Южная рокада.
Новая городская автомобильная трасса Московский скоростной диаметр (Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды) протяженностью 68 км соединит крупнейшие вылетные магистрали: Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Каширское и Варшавское шоссе, а также ТТК и МКАД.

Северо-Восточная хорда, сданная в 2022 году, образовала первый пусковой комплекс. В 2023 г. будет сдана Юго-Восточная хорда или вторая часть МСД.

На севере продолжением МСД станет федеральная трасса М-11 «Москва – Санкт-Петербург». На востоке – строящаяся трасса М-12 «Москва – Казань». На юге – главная магистраль ТиНАО «Солнцево – Бутово – Варшавское шоссе».
Для миллионов автолюбителей создание Московского скорост¬ного диаметра будет означать новую транспортную реальность: макси¬мально быстрые и комфортные поездки из одной части города в другую. В зависимости от расстояния и времени суток время в пути сокра¬тится от 10 до 50 минут, а на некоторых маршрутах – до 85 минут.

Благодаря перераспределению транспортных потоков нагрузка на Садовое кольцо, ТТК и МКАД снизится до 30%, улучшится транспортное обслуживание аэропортов «Шереметьево», «Домодедово», вокзала «Восточный" и других важных объектов городской инфраструктуры. Вредные выбросы в атмосферу от автотранспорта уменьшатся на 20%.

Южная рокада длиной порядка 40 километров пройдет от развязки Рублевского шоссе с МКАД до улицы Верхние Поля в Капотне и соединит крупные автомагистрали города: МКАД, Кутузовский проспект, Мичуринский проспект, проспект Вернадского, Ленинский проспект, Профсоюзную улицу, Варшавское шоссе, Пролетарский проспект, Каширское шоссе, Люблинскую улицу, а также обеспечит выход на автомобильные дороги федерального значения М-9 «Балтия», М-4 «Дон» и М-5 «Урал».

В настоящее время построено 2/3 Южной рокады. Оставшиеся участки планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году.

Создание МСД и Южной рокады завершит формирование системы хордовых магистралей Москвы – по сути, Четвертого транспортного кольца в средней части города, являющегося альтернативой МКАД, ТТК и проезду через исторический центр.

Жилищное строительство и программа реновации
По итогам 2022 г. в Москве было введено 6,8 млн кв. жилья. Если взять последний пятилетний цикл и сравнить с предыдущими пятью годами, то темпы ввода жилья выросли практически в 2 раза (в начале десятых годов в Москве строили порядка 3 млн кв. м жилья в год).
Увеличение объемов жилищного строительства – результат последовательной градостроительной политики правительства Москвы, в рамках которой город получил новые территории для развития (реорганизуемые промзоны, кварталы реновации, а также Новую Москву).
В рамках программы реновации переселено уже 107 тыс. бывших жителей пятиэтажек. В ближайшие три года темпы переселения вырастут в два раза. Новые квартиры получат еще 200 тыс. человек. Дома по Программе реновации строятся по высоким стандартам качества.

Цифровая трансформация в строительстве
Технологии информационного моделирования (BIM) позволяют осуществлять весь цикл принятия градостроительных решений и проектирования в бесшовной электронной 3D-среде.
Система содержит инструменты, позволяющие оптимально использовать городское пространство, оптимизировать архитектурные решения и стоимость будущих объектов, не допуская нерациональных затрат.
В настоящее время система содержит свыше 3 тыс. 3D-моделей проектов зданий, включая Инновационный научно-технологический центр МГУ «Воробьевы горы».

Жилищное самоуправление
«Электронный дом» запущен правительством Москвы в 2020 году. Платформа помогает решать вопросы содержания и обслуживания многоквартирных домов:
• проводить опросы и общие собрания собственников в электронном формате;
• оперативно получать информацию по дому (от управляющей компании, соседей), району и городу (от городских властей);
• направлять заявки в управляющую компанию и отслеживать статус устранения неполадок;
• передавать показания приборов учета и оплачивать жилищно-коммунальные услуги;
• пользоваться электронной доской объявлений, а также общаться с соседями с помощью общедомовых и персональных чатов.
Электронные объявления и чаты с соседями стали наиболее востребованным функционалом платформы, превратив «Электронный дом» в крупнейшее в России сообщество соседей. Платформа помогает восстановить традиции добрососедства, особенно для новых поколений, которым гораздо проще знакомиться и общаться онлайн.

Присоединиться к платформе могут только участники, подтвердившие свою принадлежность к адресу (жители и собственники квартир), что делает общение не только комфортным, но и безопасным.

С начала 2023 года года около 30% общих собраний собственников Москвы проводятся именно в «Электронном доме» – 914 общих собраний, из которых 128 уже завершены (для сравнения: всего в Москве ежегодно проводится порядка 4 тыс. общих собраний собственников).

Всего же в системе проведено более 4 тыс. опросов среди жильцов домов и общих собраний собственников, а также выполнено более 250 тысяч заявок в управляющие компании.

На сегодняшний день количество домов, жители которых подключились к платформе, превысило 97% от общего числа многоквартирных домов столицы.

В 2022 году функционал платформы расширился возможностью подключения решений для умного дома. В рамках пилотного проекта в 50 домах установили умные шлагбаумы и видеодомофоны, которыми можно управлять в мобильном приложении «Электронный дом Москва»: принимать звонки домофона, удаленно открывать дверь в подъезд, поднимать шлагбаум на въезде во двор, а также создавать временные пропуска и пин-коды для входа и въезда.

В сфере безопасности.
Система распознавания лиц на основе 4 конкурирующих российских алгоритмов. Подключено свыше 225 тыс. камер на транспорте и городских объектах.
Важнейший инструмент профилактики противоправных действий. На основании сигналов с камер полицией задержано 7,7 тыс. лиц, находившихся в федеральном розыске и без вести пропавших.