

Пример переосмысления городской памяти показывает Казань: здесь в конце 2024 года открылся новый комьюнити-центр «АРТ» на месте бывших Арских казарм. История места была перенесена архитекторами в концепцию нового проекта, притом буквально. Главный архитектор проектов бюро BLANK Надежда КОЛГАНОВА в интервью «Стройгазете» поделилась деталями создания центра «АРТ», рассказала об опыте работы над проектом в локации с собственной историей и о том, как даже утраченные здания могут повлиять на новые города.
Надежда, ваше бюро работало над проектом комьюнити-центра «АРТ» в Казани: от экстерьера до интерьеров и ландшафта. Расскажите о его особенностях.
Комьюнити-центр «АРТ» — пример того, как проект развивается и становится лучше в процессе работы над ним. Изначально он планировался как МФК районного значения. В непосредственной близости от него расположен район новостроек, и на площади 40 тыс. кв. метров мы стремились создать поддерживающий функционал для локации. В результате здесь появились рабочие пространства, торговые галереи, обширная детская инфраструктура, фудхолл, фитнес, рестораны и прочее.
На месте комьюнити-центра прежде располагались казармы артиллерийского училища. Их краснокирпичные силуэты и формы были знакомы горожанам. Работая над проектом, мы приняли решение, что пойдем по пути переосмысления наследия и сохранения памяти места. В результате появился некий мираж, эфемерное воспоминание о прошлом с помощью фасада из красного кирпича. Он растворяется на фоне нового здания с современными, но деликатными объемами. Внутри посетителей также встречает «история» — фрагменты фасада были воссозданы и в интерьере.
Как такие проекты меняют ткань города?
Возвращаясь в нынешнюю среду в том или ином виде, исторические объекты способны сохранять память места, в котором расположены. Мы не можем воспринимать какое-то здание отдельно от города или город — отдельно от его зданий. И архитектуру мы не можем представить без людей — тех, для кого она создается. Крайне важно оставлять исторические постройки доступными для горожан, давать им возможность с ними взаимодействовать. Так, гуляя по променаду вдоль комплекса «АРТ», жители района будут прежде всего контактировать с кирпичным объемом и вывесками в стиле лофт. Поэтому, с одной стороны, этот прием сохраняет память места. С другой — меняет городскую ткань за счет сочетания старых очертаний и новых объемов.
Есть ли какие-то новые тренды в работе с историей районов или конкретных домов?
Сейчас мы видим, что однозначная тенденция — это сохранить или переосмыслить все то, что можно сохранить. Даже если это — экономически невыгодная или даже больше благотворительная для бизнеса история. В советское время отношение к старине было совсем иным: существовали, конечно, безусловные памятники — скажем, в Петербурге, но в большинстве случаев при застройке, допустим, Москвы, мыслили масштабом перестройки целых улиц.
Одна из тенденций в работе с историей сейчас — это возможность идти на эксперименты, действовать смелее, сочетая старое и новое. Например, в центре города сохраняются часовня, башня или даже часть фасада, а рядом возникает соразмерный, но нарочито футуристичный объем из стекла или минималистичный объект строгой геометрической формы. Такие решения способны придавать локациям дополнительную ценность.
Какой функционал наиболее востребован в таких проектах? Всегда ли это про общественную функцию и развлечение?
Большинство успешных проектов, где имело место переосмысление, — это, конечно, общественная функция. Для того чтобы почувствовать память места, людям необходимо дать возможность прикоснуться к истории, иногда буквально. Например, потрогать мозаичное панно, как в музее «Гараж», или ощутить шероховатости стен в Новой Голландии в Санкт-Петербурге. Работая в историческом контексте, архитектору в принципе важно думать о том, какую пользу может принести проект сегодня — и своим обликом, и содержанием.
Но работа по возвращению памяти места в окружение не заканчивается на создании проекта. Важно обеспечивать новым локациям необходимый маркетинг территорий: работать над событийной частью, привлекать разные группы аудитории. Как архитекторы мы всегда хотим, чтобы пространство жило, обрело своих ценителей, оставалось доступным как можно большему количеству людей. А город быстро примет изменения: как структура он «впивается» сетью в свои здания и объединяет их, причудливо сочетая старое и новое.
Номер публикации: №13 11.04.2025