Замените это немедленно

Замените это немедленно

Замените это немедленно

Почему лифты в Петербурге так часто ломаются?

Трагедия, случившаяся недавно в столичном ЖК «Алые паруса», где из-за неисправности лифта погибла женщина, получила большой резонанс и вновь привлекла внимание к состоянию лифтового хозяйства. Проблема эта отнюдь не только московская. В городе на Неве аварии с лифтами случаются постоянно. Недавно несчастный случай произошел в жилом доме на Туристской улице. В кабине лифта ехали подростки, а когда подъемник неожиданно встал, один из мальчишек, не дожидаясь приезда аварийной бригады, попытался выбраться самостоятельно, упал в шахту лифта и разбился. Чиновники поспешили возложить ответственность на самого подростка, который «не соблюдал правила безопасности». Но ведь трагедии могло и не быть, если бы лифт работал исправно. К тому же жильцы дома и прежде жаловались на работу лифтов.

Эксперты отмечают, что лифтовой парк Петербурга — один из самых старых в стране. Из 40 тысяч лифтов почти 14 тысяч отработали срок эксплуатации (более 25 лет) и нуждаются в капремонте или замене. Особенно остро проблема стоит в домах Центрального района Санкт-Петербурга, где некоторые лифты проработали по 40 лет и дольше без капитального ремонта.

В последние годы число ремонтов было очень небольшим. Так, например, в 2008-2011 годах в городе удавалось привести в порядок не более 350 лифтов в год. Хотя по правилам через 25 лет работы каждый лифт должен пройти экспертизу, и на него должно быть выдано заключение, может ли он еще работать и сколько лет. После определенного срока экспертиза должна проводиться ежегодно. Но это, увы, делается не всегда, так как на экспертные заключения у управляющих компаний не хватает денег, так же, как и на ремонт, и на замену лифтов.

В 2014 году с началом работы системы капитального ремонта ситуация стала меняться. Руководством города было принято решение включить ремонт и замену лифтового оборудования в число приоритетов. Так, в план на 2014 год внесли 1996 лифтов на общую сумму 3,5 млрд рублей, что составило 56% от общей суммы, выделенной городским правительством на капитальный ремонт. В прошлом году на ремонт и замену лифтов выделили 2,5 млрд из 7,3 млрд рублей (общая сумма на выборочный капитальный ремонт в 1702 домах). Таким образом, год назад в городе удалось заменить рекордное количество лифтов — 1394. Как рассказали «СГ» в городском жилищном комитете, в 2016 году на ремонт и замену лифтового оборудования в городе на Неве отводится 28% от общей суммы на капитальный ремонт, равной 8,9 млрд рублей. Как следует из краткосрочного плана адресной программы капитального ремонта на этот год, в городе будет отремонтировано 752 лифта в 162 домах. Работы предварительно оценены в сумму 2,4 млрд рублей. В среднем замена одного лифта обходится в сумму от 2 до 3 млн рублей.

Однако радоваться горожанам пока рано. Ведь лифты в домах, где происходили недавние трагедии, относительно новые. Они еще не отработали своего положенного срока. Напрашивается вывод, что лифты плохо обслуживались, а управляющие компании безответственно подходили к делу. Вот и руководитель петербургского отделения Национального лифтового союза Александр Абрамов считает, что проблема с лифтами в Петербурге связана не только с недостаточным финансированием техобслуживания, но и с отсутствием должного контроля за их состоянием. По его словам, до 2013 года контроль за работой лифтов входил в компетенцию Ростехнадзора, и остановок лифтов тогда было меньше. «Они контролировали и штрафы накладывали. Сейчас их снова привлекли, но сказали, что за ними проверка технического регламента, а стандарты и исполнение постановлений правительства получается никто так и не контролирует», — говорит Абрамов.

Кроме того, как оказалось, до сих пор не существует однозначных государственных требований к тем, кому можно доверить обслуживание лифтов. Есть постановления правительства о том, что лифты должны обслуживаться силами специализированных организаций, но как выбираются эти организации? Обычно выбор падает на тех, кто просит за свою работу меньшую сумму. Доходит до курьезов: стоимость обслуживания лифта в некоторых петербургских домах оказывается дешевле стоимости обслуживания домофона! Так стоит ли удивляться тому, что петербургские лифты так часто ломаются?


Справочно:

Одно из наиболее резонансных происшествий, связанных с лифтами, произошло полтора года назад в Петербурге, на улице Композиторов. Тогда сломавшийся лифт убил грудного ребенка. В тот момент, когда мама с месячным малышом стала закатывать коляску в кабину, двери неожиданно начали закрываться, и лифт поехал. Попытка воспользоваться кнопкой «стоп» ни к чему не привела. В результате лифтовая кабина продолжила движение и раздавила коляску. В ходе расследования выяснилось, что лифт был изготовлен в 1981 году, то есть находился в эксплуатации 34 года! При этом подъемник имел техническое заключение, согласно которому срок его эксплуатации был продлен до 2016 года.