Время работать

Глава Минстроя Михаил Мень заявил, что правила игры в сфере ЖКХ меняться не будут.

Основные законодательные изменения в сфере ЖКХ, нацеленные на привлечение финансового потока и модернизацию сферы отрасли, проведены в 2015 году, и правила игры для участников рынка не будут меняться. Об этом заявил министр строительства и ЖКХ Михаил Мень в среду на заседании Совета Федерации. Выступая перед членами верхней палаты парламента, глава Минстроя рассказал об основных результатах и планах работы в сфере ЖКХ.

Расселять «аварийку»

Подробно остановился министр на проблеме расселения аварийного жилья. Программа реализуется с 2008 года, но прорывным, по словам Михаила Меня, стал 2014 год, когда было расселено в три раза больше аварийных домов, чем в 2013 году. Глава Минстроя напомнил, что до 1 сентября 2017 года предстоит расселить более 5,5 млн кв. м. В 2015 году Минстрой смог оптимизировать условия предоставления федеральной поддержки и сроки рассмотрения заявок, ввести финансовую ответственность регионов за нарушение сроков и недостоверную отчетность, а также усилить контроль качества возводимого жилья (обязательное наличие экспертизы ПСД, контроль Стройнадзора). Ведомством были созданы федеральные и региональные комиссии по рассмотрению и проверке обращений, связанных с качеством построенных домов.

При этом Михаил Мень отметил, что произошло снижение среднего уровня софинансирования программ расселения со стороны регионов — с 62% до 41,9%. «Мы понимаем все сложности региональных бюджетов, — сказал министр. — Даже эта цифра (41,9% — «СГ») достаточно высокая, но снижение на 20% — это важный момент».

В 2016 году, по словам главы Минстроя, перспективными задачами по программе расселения аварийного жилья станут выработка механизма реализации жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года, и обеспечение выполнения регионами целевых показателей расселения всего аварийного фонда (признанного таковым до 1 января 2012 года) в срок до начала 2017 года. Законопроект, определяющий работу по расселению с 2018 года, подготовлен и проходит обсуждение с федеральными и региональными органами власти, отметил Мень. «Законопроект непростой, мы надеемся внести его в парламент в конце года», — прокомментировал он.

Ремонтировать жилье

Много внимания в своем докладе Михаил Мень уделил и вопросам капитального ремонта жилья. В России около 50% жилого фонда нуждается в капитальном ремонте. В связи с этим запущен самый масштабный за всю постсоветскую историю проект капитального ремонта многоквартирных домов. Региональные программы капитального ремонта многоквартирных домов, рассчитанные на 30 лет, предусматривают ремонт 735 тыс. домов общей площадью более 2,3 млрд кв. м. По информации министра, за неполные два года по программе отремонтировано 20 тыс. домов площадью более 80 млн кв. м. Это значит, что свои жилищные условия улучшили 4,6 млн человек.

В 2015 году Минстрой принял решение создавать по каждому дому комиссии с участием жителей дома для контроля качества выполняемых работ, а региональные операторы капремонта теперь должны будут давать 5-летнюю гарантию на проведенные работы. При этом министр напомнил, что в прошлом году регионы были наделены правом принимать меры дополнительной поддержки отдельным категориям граждан. Например, 80-летние пенсионеры могут быть полностью освобождены от уплаты взносов на капремонт, а 70-летним жителям дома, инвалидам и семьям с детьми-инвалидами будет предоставляться скидка 50%.

Основными задачами на следующий год в сфере капремонта жилья станут повышение качества планирования и сроков их выполнения, запуск программы льготного кредитования капитального ремонта и установление федерального контроля за ценообразованием стоимости капремонта. Важным моментом, по словам Меня, является и повышение квалификации руководителей региональных фондов капитального ремонта.

Контролировать управляющих

Важным достижением в сфере управления многоквартирными домами глава ведомства назвал обязательное лицензирование деятельности управляющих компаний (УК). В настоящее время, по данным Минстроя, российским УК выдано более 15 тыс. лицензий, при этом в процессе лицензирования отсеялись 13% компаний. Для предоставления жильцам рычагов воздействия был создан механизм быстрой смены недобросовестной управляющей компании в доме и введены «штрафы в пользу потребителей» за некачественно оказанную услугу или неправильный расчет платы за жилищно-коммунальные услуги. Повысился статус собраний собственников жилья: протоколы и решения общего собрания получили статус официальных документов, что создало условия для привлечения к уголовной ответственности за их подделку в соответствии с Уголовным кодексом РФ, подчеркнул министр.

В 2016 году, по словам Меня, министерство сконцентрируется на создании механизма, исключающего злоупотребления со стороны ЖСК и ТСЖ при управлении многоквартирными домами. Также в планах ведомства принять решение о возможности заключения «прямых договоров» граждан с поставщиками коммунальных ресурсов, исключающих посредников при расчетах за коммунальные услуги, и запустить новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, гарантирующую безопасность их утилизации.

Модернизировать ЖКХ

Ключевым фактором для развития ЖКХ, по словам Меня, является приток частных инвестиций в отрасль. «По оценкам экспертов, нужно 500 млрд рублей ежегодно на протяжении минимум 5 лет. Отмечу, что новое российское концессионное законодательство на порядок либеральнее западного», — сказал министр. Переход с 2016 года на долгосрочное тарифное регулирование и закрепление за концессионером предпринимательской прибыли на уровне 5% серьезно улучшает привлекательность этой отрасли, подчеркнул он. Министерством в 2015 году была проведена оценка эффективности унитарных предприятий в сфере ЖКХ и сформированы графики передачи в концессию неэффективных предприятий, так, из 691 неэффективного предприятия в график включены 557, сообщил в докладе глава ведомства.

По предварительным итогам, в 2015 году в России было заключено 271 концессионное соглашение на сумму более 100 млрд рублей, а по 268 концессионным конкурсам сейчас открыт прием заявок. Приоритетами на 2016 год в этой сфере станет жесткий федеральный контроль за качеством проведения конкурсов, а также повышение открытости предприятий ЖКХ за счет публичной отчетности в доступной для простых жителей форме.