Цена чистой воды

Цена чистой воды

Для развития концессий в ЖКХ нужно устранить субъективизм при определении тарифов

Развитие концессий в ЖКХ идет непросто, и в последнее время нередко можно услышать заявления о том, что концессионный механизм не оправдывает ожиданий и не обеспечивает значительного притока инвестиций в сферу ЖКХ. ГК «Росводоканал» является одним из пионеров развития концессионных проектов на рынке водоснабжения и водоотведения (ВиВ) и за последние годы накопила немалый опыт в этой области. О том, что препятствует формированию эффективных механизмов государственно-частного партнерства в коммунальной сфере, в интервью «Стройгазете» рассказал директор по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти группы компаний Владлен АЛЕКСАНДРОВИЧ.

«СГ»: В чем вы видите основные проблемы, осложняющие реализацию концессионных соглашений в ЖКХ в целом и в сфере ВиВ в частности?

Владлен Александрович: Основная проблема реализации проектов по созданию и реконструкции объектов инфраструктуры — соблюдение баланса интересов инвесторов и публично-правовых субъектов, а также влияние на этот баланс законодательных решений. Также среди главных сложностей можно отметить общую для отрасли проблему отсутствия регистрации права собственности на объекты инфраструктуры, а также необходимость более тесного участия государства в работе по проектам модернизации там, где объем капитальных затрат на реконструкцию очистных сооружений или создание сложных систем водоочистки кратно превышает размеры тарифной выручки. Последнее особенно актуально для тех регионов, где питьевые источники недостаточны или отсутствуют. Определенными проблемами для концессионеров являются и долги МУПов, и высокая стоимость заемного финансирования.

«СГ»: Какие изменения следует, по вашему мнению, внести в концессионное законодательство, чтобы оно стало более комфортным?

В. А.: К настоящему времени проделана большая работа по формированию законодательной базы о концессионных соглашениях. Но жизнь не стоит на месте, и ежегодно накапливается огромный опыт по их практической реализации. Поэтому вопросы совершенствования законодательной базы, которые касаются подготовки, заключения, исполнения, изменения и прекращения концессионных соглашений сохраняют свою актуальность. Интерес отрасли для инвестора обуславливается гарантированными долгосрочными партнерскими отношениями между концессионером и концендентом, которые, в свою очередь, требуют выстраивания долгосрочной тарифной стратегии. Исходя из этого, в первую очередь, среди среднесрочных планов совершенствования законодательства нами видится работа по минимизации субъективных факторов при определении тарифов. И очень хорошо, что такие предложения сегодня обсуждаются на площадках Минэкономразвития, Минстроя и РСПП. Вместе с тем, законодательного оформления требуют также предложения, которые бы позволили создать условия развития внетарифной деятельности.

В их числе изменения самого широкого спектра, которые в конечном итоге позволят усовершенствовать окружающую среду с использованием инновационных материалов. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что для развития коммунальных концессий необходима активизация участия государства в реализации концессионных соглашений путем предоставления финансовой поддержки. Следует также обеспечить исполнение единой государственной политики в сфере тарифного регулирования.

«СГ»: Там, где концессии в ВиВ сегодня работают, заметен положительный эффект?

В.А.: Приведу пример из нашей работы. В 2012 году в Воронеже «Росводоканал» заключил первое в Российской Федерации концессионное соглашение в сфере водоснабжения крупных городов. За прошедшие с тех пор годы нам удалось значительно повысить надежность городской системы водоканализационного хозяйства. Аварийность на сетях водоснабжения снизилась на 45%, на сетях водоотведения — на 18%. Потребление электроэнергии сократилось на 27%, потери воды — на 15%. Благодаря этому, деятельность «РВК-Воронеж» вошла в число лучших практик «Магазина верных решений», рекомендованных к применению АСИ и Минстроем России. Высоко оценила результаты работы концессионера и рабочая группа Госсовета России, которая в начале августа 2017 года посетила водоподъемную станцию воронежского водоканала.

«СГ»: Какие направления деятельности компании представляются сегодня перспективными?

В.А.: Вступающие в силу с 1 января 2019 года изменения Федерального закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусматривают изменение системы нормирования сбрасываемых стоков путем перехода на контроль качества воды и применения передовых технологий в области очистки сточных вод. Наиболее оптимальным вариантом решения проблем водопользования мы считаем строительство локальных очистных сооружений и надеемся, что промышленники предпочтут модернизацию штрафам. Безусловно, это серьезные по затратам проекты, но мы рассчитываем, что такие инициативы будут поддержаны на самом высоком уровне, в том числе через создание механизмов эффективной и долгосрочной финансовой поддержки их реализации. Вообще хочу заметить, что работа частного инвестора, занимающегося обеспечением потребителей питьевой водой, шире общепринятых представлений и не сводится к реконструкции и модернизации изношенной коммунальной инфраструктуры.

На наш взгляд, ключевая задача крупного инвестора заключается в создании стратегических условий изменения экологического ландшафта для будущих поколений. Поэтому деятельность нашей компании нацелена на поиск путей сокращения экологического ущерба водным ресурсам.

«СГ»: Насколько нам известно, ГК создала общественные советы в городах присутствия. Зачем это нужно?

В.А.: Мы уверены, что работа в такой социально чувствительной сфере, как ЖКХ, должна строиться в условиях информационной открытости и диалога всех заинтересованных сторон. Летом прошлого года мы выступили с инициативой создания общественных советов в регионах присутствия. Сегодня такие совещательные органы действуют в Краснодаре, Воронеже, Омске, Барнауле и Оренбурге. Общественные советы являются эффективной формой взаимодействия всех заинтересованных сторон, главная цель которого — повышение качества услуг водоснабжения и водоотведения в российских городах. Особое внимание на заседаниях общественных советов уделяется вопросам реализации инвестиционных и производственных мероприятий концессии, обсуждению проблем и предложений потребителей, реализации планов по развитию качественного водоснабжения в малых городах посредством концессии.


Справочно

В рамках реализации стратегии по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс «малых» городов в январе 2017 году «РВК» заключено концессионное соглашение с администрацией поселка Пригородный Оренбургской области (численность населения — 7 тысяч человек). За первый год работы удалось добиться того, что качество воды стало соответствовать санитарным нормативам, фиксируется тенденция к снижению аварийности на водопроводных и канализационных сетях в 2 и 3,8 раза соответственно. А в декабре 2017 года группа компаний заключила концессионное соглашение в Тюмени, предусматривающее инвестиции в инфраструктуру ВиВ на сумму более 22 млрд рублей, основной объем которых придется на 2019-2023 годы. В рамках этого соглашения запланирована полная модернизация очистных сооружений канализации Тюмени в соответствии с современными стандартами и технологиями, в которую тюменский водоканал инвестирует 2 млрд рублей. К 2024 году намечен перевод Тюмени на подземные источники водоснабжения, в ходе которого предстоит реконструкция Метелевской водоочистной станции и строительство водоводов протяженностью 70 км.