Фонд ЖКХ поддерживает проекты по строительству мусороперерабатывающих комплексов в регионах
Сегодня едва ли кому-то нужно доказывать необходимость реформ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Раздельный сбор мусора, сортировка и глубокая переработка отходов не только благотворно сказываются на экологической обстановке, но могут дать и большой экономический эффект. Тем удивительнее сталкиваться с халатным и формальным отношением к нововведениям в некоторых регионах России. Одним из таких негативных примеров, к сожалению, стала Смоленская область.
В 2013 году в этом субъекте РФ была утверждена региональная программа по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами. На бумаге все выглядело очень хорошо. Заявленными целями программы были увеличение объемов переработки бытовых отходов, улучшение экологии и создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу обращения с ТКО, создание 146 новых рабочих мест и так далее.
В соответствии с программой на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района началось строительство мусоросортировочного завода, который строился по самым современным требованиям и был оборудован с учетом всех экологических, санитарных и противопожарных норм. Общая стоимость проекта составила 271,2 млн рублей, в том числе за счет заемных средств — 234,8 млн рублей, за счет средств Фонда ЖКХ — 22,3 млн рублей, за счет областного бюджета — 14,1 млн рублей. Передовое оборудование испанской фирмы «ИмабэИберика» обеспечивало высокую мощность предприятия и давало возможность извлекать из отходов полезные материалы и, таким образом, значительно снижать объемы полигонного захоронения мусора. В ноябре 2013 года во время рабочей поездки в Смоленскую область делегация Фонда содействия реформированию ЖКХ посетила стройплощадку предприятия. В ходе визита состоялась рабочая встреча с губернатором Смоленской области Алексеем Островским, на которой обсуждались вопросы модернизации отрасли ЖКХ и, в частности, строительство и мусоросортировочного завода. Было отмечено, что у области есть отличная возможность оказаться в лидерах в этом направлении.
В феврале 2014 года ООО «СВР» («Смоленские вторичные ресурсы») подписало акт приемки пуско-наладочных работ и провело обучение специалистов по эксплуатации оборудования. Надзорные органы провели все необходимые проверочные мероприятия, и в августе 2016 года, после получения разрешения администрации МО «Смоленский район», завод был введен в эксплуатацию. Как отмечают эксперты, данный объект является единственным на территории Смоленской области современным экологически эффективным предприятием промышленной автоматизированной сортировки ТКО проектной мощностью 120 тыс.тонн в год.
А дальше начали происходить непонятные вещи. В 2016 году на предприятие на переработку поступило всего 8751,15 тонн мусора, в 2017 году — 15577,5 тонн. Иными словами, потенциал завод использовался примерно на 10%! И в то же самое время десятки тысяч тонн смоленского мусора были вывалены на уже переполненную свалку — полигон ТКО «Кучино», хотя еще в 2015 году региональным управлением Росприроднадзора был установлен факт исчерпания проектной мощности этого объекта.
Причинами недозагрузки мусоросортировочного завода, по мнению эксплуатирующей организации ООО «СВР», является непринятие властями Смоленской области нормативных актов, обеспечивающих реализацию требования федерального законодательства о запрете захоронения отходов, в состав которых входят компоненты, подлежащие утилизации. Проще говоря, региональная власть, которая не только могла, но и была обязана задействовать все свои полномочия для содействия реформированию сферы обращения с отходами, проявила странное безразличие. Верхом абсурда стало судебное разбирательство между Департаментом по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике Смоленской области и ООО «СВР» в связи с отказом чиновников принять на рассмотрение заявку на тарификацию работ по мусоросортировке. Решением Арбитражного суда Смоленской области от 1 июня 2018 года действия бюрократов признаны незаконными. Суд обязал департамент принять заявление ООО «СВР» об установлении тарифа на обработку ТКО, но оно пока так и не рассмотрено.
В итоге мусоросортировочное предприятие в регионе есть, но его мощности простаивают, а свалки, в том числе и незаконные, растут. Почему так происходит? Об этом эксперты ОНФ говорили на пресс-конференции по экологическому рейтингу российских городов за 2017 год. По их мнению, в ряде регионов России все еще не удалось искоренить практику, когда незаконные свалки обозначаются в территориальной схеме обращения с ТКО как легальные полигоны. При этом столица региона Смоленск в экологическом рейтинге занимает низкое 70-е место. В ОНФ считают, что руководители городов, замыкающих рейтинг, скрывают от общественности реальную экообстановку, что является нарушением права граждан на открытую информацию о состоянии окружающей среды.
Справочно
В 2016 году на мусоросортировочный завод в Смоленском районе на переработку поступило всего 8751,15 тонн мусора, в 2017 году — 16577,5 тонн. При этом мощность предприятия составляет 120 тыс. тонн ТКО в год.
Номер публикации: №26 от 06.07.2018