Долговая проблема является для российского жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) одной из острейших. По оценке Минстроя России, на конец 2019 года совокупная задолженность участников рынка ЖКХ составила около 1,5 трлн рублей (включая перекрестную задолженность предприятий), что составляет примерно четверть оборота в этом секторе экономики.
570 млрд из этой суммы — долги населения за ресурсы и услуги. И взыскание этих задолженностей традиционно представляет большую проблему для управляющих компаний (УК) и ресурсоснабжающих предприятий (РСО). Данная сумма достаточно стабильна на протяжении последних лет, но тем не менее демонстрирует тенденцию к увеличению, что говорит о том, что эффективных мер по борьбе с должниками не ведется. Отчасти так происходит вследствие неэффективности судебных механизмов. Подтверждением тому как большие сроки рассмотрения таких тяжб, так и то, что суммы взыскиваемых с неплательщиков задолженностей кратно отстают от сумм, заявленных представителями УК и РСО в исках. Так, в 2019 году общая сумма взыскиваемых приставами с населения долгов по ЖКУ выросла почти до 150 млрд рублей, а удалось взыскать за год всего 30,9 млрд.
Подходы к решению долговой проблемы должны быть отображены в Стратегии развития ЖКХ до 2035 года. Однако, по информации экспертов «Стройгазеты», члены рабочих групп по подготовке документа пока не пришли к консенсусным формулировкам по данной теме. Тогда как актуальная законодательная практика по решению этих проблем носит противоречивый характер, а часть инициатив, которые выдвигают депутаты Госдумы РФ, может скорее затруднить представителям УК и РСО и без того непростую работу по взысканию задолженностей.
Например, в числе недавних предложений такого рода, из числа озвученных в парламенте, — внести изменения в статью 157 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) с тем, чтобы запретить УК и РСО прибегать к крайним мерам при работе со злостными неплательщиками, а именно, запретить таким организациям отключать должникам подачу электроэнергии или ставить заглушки на канализационные стоки в МКД.
Пока это предложение не дошло до стадии серьезного рассмотрения в нижней палате. Однако есть целый ряд законодательных изменений, которые уже приняты, но после вступления в силу могут еще больше дезорганизовать процесс взыскания задолженностей за ЖКУ. Так, ситуация в этой сфере может серьезно усугубиться уже после 30 марта. Как известно, это дата, когда заканчивается отсрочка, которая была введена законом № 343-ФЗ, и притормозила работу УК и РСО с должниками.
Напомним, что с 1 октября в силу должен был вступить новый порядок подачи заявления о выдаче судебного приказа или искового заявления, согласно которому истцы (т.е. представители УК и РСО) должны представить в суд один из идентификаторов должника, проще говоря, его персональные данные. Но у организаций ЖКХ таких данных нет, и где они их должны брать, законодатель не уточнил. А закон № 343-ФЗ как раз отложил вступление в силу указанного порядка.
Как отметила «СГ» председатель Комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская, принципиального решения этого вопроса «пока нет». Более того, по информации источников «СГ», в парламенте сейчас циркулирует несколько предложений, как построить надежную базу данных потребителей коммунальных услуг, из которой их кредиторы будут черпать идентифицирующую должников информацию, но какое из них дойдет до стадии рассмотрения — «пока сказать невозможно».
Особенно негативно потенциальное развитие событий после 30 марта оценивают представители сервисных организаций. По словам гендиректора компании «Бурмистр.ру» Юрия Кочеткова (неоднократно представлял в качестве юриста интересы УК и ТСЖ), законодатели по традиции приняли закон, но не подумали, как он будет работать. «Депутат Хованская во время принятия законопроекта открыто говорила, что у собственников помещений на настоящий момент времени нет обязанности представлять УК и РСО какие бы то ни было данные.
Согласно тому же ЖК РФ, максимум, что может получить управляющая организация, — это паспортные данные собственника, и то при условии, что собственник будет заключать с ней договор управления в письменном виде, что на практике зачастую не происходит», — говорит эксперт. По его словам, ранее в Комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ обещали, что будет создан некий электронный реестр всех данных, доступ в который на безвозмездной основе получат все заинтересованные участники рынка ЖКХ. В результате депутатам в экстренном порядке пришлось отодвинуть сроки вступления в силу закона на 30 марта 2020 года. Но никаких поправок в нормативно-правовые акты, обязывающие собственников помещений и потребителей представлять в УК, ТСЖ и РСО данные, необходимые впоследствии для работы с должниками, принято пока не было. Электронный реестр данных также до сих пор не появился.
«Сегодня крупнейшие объединения РСО через Российский союз промышленников и предпринимателей пытаются достучаться до правительства и Госдумы, чтобы они либо отменили непроработанный закон или в очередной раз сдвинули сроки его вступления в силу. Мое личное мнение, что на 99% сроки вступления в очередной раз сдвинут, так как, если закон вступит в силу, на рынке ЖКХ случится коллапс и работать с должниками будет попросту невозможно», — считает Юрий Кочетков
Кстати:
Указом мэра Москвы (№ 26-УМ от 23.03.2020) с 26 марта по 14 апреля в столице запрещено взимать пени и штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ с граждан в возрасте старше 65 лет или больных с рядом хронических заболеваний, соблюдающих режим самоизоляции. Наличие задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги в указанный период также не будет учитываться при принятии решения о предоставлении субсидий.
Справочно:
По информации Федеральной службы судебных приставов, если в 2015 году было возбуждено 2,1 млн производств по взысканию долгов за ЖКУ на общую сумму 42,3 млрд рублей, то в 2019 году открыто уже 4,1 млн таких производств на 89 млрд рублей. Число исполнительных производств за этот период выросло 3,9 до 6,2 млн, а общая сумма взыскиваемых долгов выросла с 82,6 млрд до 149 млрд рублей.
570 млрд рублей задолжало население за ресурсы и услуги ЖКХ к началу 2020 года
Номер публикации: №12 27.03.2020