Им сверху видно все

БПЛА из технологичной игрушки становятся важным подспорьем в строительстве

Когда-то на окраине Москвы, в районе Кожухово, был обширный пустырь с полуразрушенной дорогой, где по весне собирались авиамоделисты. Воздух заполнялся треском бензиновых движков, в небо взмывали разноцветные модели летательных аппаратов, владельцы которых с упоением гоняли под облаками свои недешевые игрушки. Прошло не так уж много времени, и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) превратились из хобби в огромную индустрию. По оценкам Управления гражданской авиации США, в Америке ежедневно регистрируется около 2 тыс. новых дронов, а в Сингапуре уже на полном серьезе разрабатывается система управления воздушным движением дронов. БПЛА сегодня используются во многих отраслях, в том числе и в строительстве.

От больниц до карьеров

Идея использования дронов для нужд строительства изначально выглядела очень многообещающе, считает генеральный директор НПП «Атлас» Александр Мочалов. Сегодня с помощью дронов можно решать целый ряд сложных технических задач: делать топографические съемки крупных масштабов, создавать ортофотопланы и цифровые модели местности и рельефа (ЦММ и ЦМР), высокоточные фотореалистичные 3D-модели, обмерные чертежи, оценивать состояние строений и т. д.

«Мы выполнили ряд коммерческих проектов, — рассказывает Мочалов. — Одним из самых крупных стала съемка зданий больниц по заказу Минздрава». Это было нужно для оценки стоимости ремонта и реконструкции. В ходе проекта совмещались данные наземной и воздушной съемок: сначала здания снимали с земли на профессиональную камеру, затем выполнялась съемка на БПЛА. В итоге получилась высокоточная 3D-модель, по которой в дальнейшем был построен обмерный чертеж. Также была произведена оценка состояния строений, выявлено обрушение лепнины, отслаивание штукатурки, разрушение элементов строения.

Очень существенным является выигрыш во времени. В среднем, специалисты «Атласа» выполняли съемку четырех строений в день, что почти в 4 раза быстрее, чем при применении стандартных методов, при этом надо отметить, что объекты находились на удалении 100-150 км друг от друга.

Другим интересным проектом с использованием дронов стали работы на Раменском горно-обогатительном комбинате (РГОК). Здесь была выполнена съемка двух объектов с различными задачами. На первом объекте было необходимо выполнить топографическую съемку участка 100 га с густой растительностью, на втором — съемку малого песчаного карьера, создание цифровой модели рельефа (ЦМР), подсчет выработки карьера, построение продольных и поперечных разрезов. Все работы удалось сделать за один день.

На предприятии есть парк БПЛА собственной сборки, а также дроны, приобретенные на рынке. Постоянно ведется доработка и обновление в части программного обеспечения и технической оснащенности аппаратов. В настоящее время идет сборка дрона самолетного типа, предназначенного для выполнения съемок крупных линейных или площадных объектов. Он имеет низкое энергопотребление при большей полезной нагрузке по сравнению с дронами мультироторного типа.

Перспективный стартап

Иным путем развивалась компания TraceАir. Если «Атлас» вышел из недр Московского государственного университета геодезии и картографии, то основатель TraceАir Дмитрий Королев руководил небольшой веб-студией, а на досуге придумывал и мастерил дроны. В конце 2014 года предприниматель отправился в США, там ему очень понравилась идея управления строительными проектами, в частности, создание 3D-моделей и карт местности по съемкам с дронов, быстрый расчет расстояний, площадей, объемов и т. д. Вернувшись в Россию, Королев вышел на вице-президента ГК «Мортон» по международным проектам и инновациям Юрия Васильева. В «Мортоне» решили опробовать дроны TraceAir на строительстве ЖК «Дрожжино» на юге Москвы, а затем — при создании парка на месте полигона ТБО в Некрасовке. Перепад мусорных высот на свалке достигал 40 м. Фирмы, у которых не было дронов, брались сделать карту рельефа за три месяца, TraceAir справилась за полторы недели. Позже дроны были использованы еще на пяти стройплощадках «Мортона» в Подмосковье. Сейчас TraceAir сотрудничает в сфере строительства с ГК ПИК, «Национальной нерудной компанией», «ПромстройГрупп», «НИПИгазпереработка» и другими. В «поле зрения» БПЛА — компании стройки заводов и трубопроводов, зданий промышленного и жилого назначения. Фирмой создан первый в России многофункциональный GIS-сервис для решения задач мониторинга, управления и контроля работ на строительных площадках, объектах горной добычи, а также при планировании и развитии городов. Съемка земной поверхности с БПЛА позволяет значительно сократить время получения данных и повышает их качество. Информация может быть получена через интерактивную систему, доступную на любом устройстве. Это позволит получать реальные преимущества, особенно компаниям, работающим в технологии BIM, переход на которую активно ведется, согласно плану Минстроя.


Мнение

Вячеслав Ланг, начальник отдела геодезии проектной группы объекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога Московской области. Пусковой комплекс №3» АО «ДСК «АВТОБАН»:

«В нашей работе возможности БПЛА используются достаточно активно, что связано со строительством протяженных линейных и многомерных объектов — дорог, развязок в несколько уровней, мостов и других объектов дорожной инфраструктуры. БПЛА используются для создания подробных обзорных аэрофотоснимков, это дает возможность получать оперативную информацию о положении объектов, их внешнем виде, прогрессе выполнения строительно-монтажных работ. Дроны очень помогают также в обследовании труднодоступных мест. Кроме того, с их помощью мы научились вычислять объемы инертных материалов, используемых в строительстве дорог. Конечно, работа БПЛА не лишена слабых сторон. Так, скажем, при вычислении объемов инертных материалов порой присутствуют погрешности, особенно в зимний период из-за снежного покрова. Кроме того, работа дронов ограничена погодными условиями: температурой, ветром, временем суток, а также необходимостью получения разрешения на полеты в особых зонах, таких как военные части, аэропорты. Однако перспективы использования БПЛА достаточно широки».