Стратегия на практике: как, по мнению Антона Глушкова, сегодня можно сохранить взятые ранее темпы строительства

Стратегия на практике: как, по мнению Антона Глушкова, сегодня можно сохранить взятые ранее темпы строительства

Стратегия на практике: как, по мнению Антона Глушкова, сегодня можно сохранить взятые ранее темпы строительства
12 апреля в Москве пройдет XXI Всероссийский съезд саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве. Планируется, что участие в нем примут около 300 делегатов со всех уголков страны. Члены СРО подведут итоги работы Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) и наметят перспективы развития системы отраслевого саморегулирования. А накануне, 11 апреля, нацобъединение проведет серию тематических «круглых столов», где будут обсуждаться наиболее актуальные вопросы новой, санкционной реальности. О том, какие именно задачи «в повестке дня», в интервью «Стройгазете» в преддверии большого собрания профсообщества рассказал президент НОСТРОЙ Антон ГЛУШКОВ.

глушков.jpg

«СГ»: Стоило российскому стройкомплексу адаптироваться к условиям пандемии и начать преодолевать «коронакризис», как вмешалась геополитика… Антон Николаевич, с чем, по вашему мнению, предстоит столкнуться строителям в ближайшее время?

Антон Глушков: Строительная отрасль сегодня находится перед серьезным вызовом. В первую очередь, конечно, беспокоит нестабильность на рынке стройматериалов и специализированной техники. Также мы наблюдаем достаточно большую долю расторгнутых контрактов и тенденцию к ее росту: если, по данным из ЕИС в сфере закупок, в 2019 году было расторгнуто 33,6 тыс. контрактов, то в 2020-м уже 35 тыс., в прошлом году это количество увеличилось до 38,4 тыс. В текущем году допустить роста этого отрицательного показателя просто нельзя, особенно когда существует высокий риск пересмотра ставок по открытым кредитным линиям подрядных организаций, 90% из которых — субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ), выполняющие бюджетные контракты и коммерческие договоры.

«СГ»: А не стоит ли сейчас, помимо общих мер господдержки отраслевых представителей МСБ, не менее внимательно относиться к их текущей кредитной нагрузке?

А.Г.: В нынешних экономических условиях, возможно, даже целесообразнее поддержать кредитные организации с целью недопущения решения проблем банков за счет повышения процентных ставок для бизнеса. Подобная положительная практика уже сформировалась на рынке жилищного строительства — расширено действие программы субсидирования кредитных ставок застройщиков в рамках проектного финансирования до 15% годовых.

Именно программа поддержки застройщиков в совокупности с продлением льготных ипотечных программ способна поддержать умеренный спрос на рынке жилья, что, в свою очередь, позволит сохранить текущие темпы строительства и продаж без резких скачков цен на квартиры.

«СГ»: Насколько эффективными станут подобные меры господдержки?

А.Г.: Сегодня российским правительством ведется большая работа по недопущению срыва исполнения госконтрактов и повышению интереса у стройбизнеса к системе госзаказа в будущем. Так, например, до недавнего времени строгие законодательные сроки приемки и оплаты выполненных работ по контракту были установлены только в 44-ФЗ. Теперь, в том числе, по предложению НОСТРОЙ, в 223-ФЗ установлена императивная норма о сроке оплаты в течение семи дней. Более того, исполнителей и подрядчиков по госконтрактам, не выполнивших свои обязательства, не будут включать в реестр недобросовестных поставщиков, если исполнение контракта оказалось невозможным из-за форс-мажора, связанного с введением санкций и других ограничений иностранными государствами. По нашему мнению, данные правила стоит распространить и на сегмент капитального ремонта, зафиксировав срок приемки и оплаты в постановлении правительства РФ №615.

Помимо прочего, решением правительства установлено, что компании, участвующие в госзакупках, смогут получать в 2022 году в качестве аванса до 90% от цены контракта, финансируемого из федерального бюджета. Регионам рекомендовано применять аналогичные положения и для своих контрактов.

Вместе с тем, необходимо не только повышать доступность средств на исполнение контрактов, но и снижать финансовую нагрузку на подрядные организации. В кризисный период НОСТРОЙ вновь выступил с предложением отменить требование об обеспечении исполнения контракта, цена которого не превышает 60 млн рублей, путем внесения на счет заказчика собственных средств или предоставления банковской гарантии. Подобное требование дублирует обеспечительную функцию компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации и создает дополнительную финансовую нагрузку на строительные организации.

«СГ»: Чем еще, на ваш взгляд, можно и нужно сейчас помочь строителям? Какие шаги в этом направлении предпринимает НОСТРОЙ?

А.Г.: Мы разработали систему светофоров, показывающую реализацию в субъектах РФ постановления правительства РФ №1315, позволяющего изменять цену госконтракта из-за роста стоимости строительных ресурсов. Светофоры позволяют органам власти консолидированно взглянуть на ситуацию по региону в целом, а не по отдельным заказчикам и государственным распорядителям бюджетных средств.

Сейчас НОСТРОЙ по поручению Минстроя России занимается формированием каталога строительных материалов и оборудования, предназначенного для замены иностранных товаров российскими или произведенными в дружественных странах аналогами. В качестве пилотных объектов для наполнения каталога определены детский сад, многоквартирный жилой дом, объект инженерной инфраструктуры (центральный тепловой пункт) и автомобильная дорога.

На фоне санкционных ограничений мы также предложили освободить поставщиков от уплаты таможенных пошлин на импортируемые стройматериалы и оборудование, что позволит поддержать отрасль и окажет позитивное влияние на снижение стоимости. Соответствующее обращение НОСТРОЙ уже направлено в адрес вице-премьера РФ Марата Хуслуллина.

Выступил НОСТРОЙ и с инициативой принятия временного упрощенного порядка ввода объекта в эксплуатацию в 2022 году. Мы предлагаем определить условия готовности объекта капитального строительства, достаточные для его ввода в эксплуатацию, то есть установить допускаемый процент недоделок, вызванных возможным отсутствием поставок иностранного оборудования, входящего в комплектацию объекта, но не влияющего на его основное функциональное назначение. Данный порядок поможет реализовать госпрограммы в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта.

«СГ»: При этом одной из самых, пожалуй, действенных мер поддержки стало возвращение инициированного НОСТРОЙ еще в пандемию механизма выдачи СРО своим членам льготных займов…

А.Г.: Действительно, возможность получения займов за счет средств компенсационного фонда СРО была 8 марта продлена с принятием 46-ФЗ до 1 января 2023 года. Порядок выдачи по-прежнему регламентирован постановлением правительства РФ №938. Сегодня члены СРО могут взять краткосрочный заем по ставке до 10% для решения оперативных задач по текущим контрактам. По нашим оценкам, в общей сложности в этом году в качестве меры поддержки стройкомпаний могут быть использованы чуть более 30 млрд рублей.

«СГ»: Какие особенности в работе НОСТРОЙ в целом открылись в нынешних условиях? Какие новые приоритетные задачи предстоит решать профсообществу и как?

А.Г.: С конца февраля российским правительством совместно с отраслевыми сообществами ведется работа по выработке и реализации мер поддержки отраслей экономики в условиях санкций. НОСТРОЙ на постоянной основе занимается вопросами совершенствования законодательства в области строительства, в том числе разработкой перечней мероприятий по поддержке участников стройотрасли в сложных экономических условиях.

В настоящее время на базе нацобъединения действует Оперативный штаб по мониторингу и контролю ситуации в стройотрасли. В рамках этой работы НОСТРОЙ совместно с представителями СРО организовали сбор и анализ информации о проблемах, которые могут возникать у строительных предприятий в регионах, и о возможных путях их решения.

Здесь также стоит напомнить, что в конце прошлого года был принят закон 447-ФЗ, затрагивающий ряд вопросов в области саморегулирования в строительстве. В частности, уточнены минимальные требования к специалистам, в том числе они дополнены требованием об обязательном прохождении процедуры независимой оценки квалификации (НОК) не реже, чем один раз в пять лет. Исполнение данного закона требует проведения большого комплекса мероприятий по разработке как подзаконных нормативных правовых актов, так и разъясняющих документов. Аппарат НОСТРОЙ сегодня активно работает над созданием необходимых электронных сервисов и системы центров оценки квалификации (ЦОК) специалистов. Деятельность ЦОК будет масштабирована для всех субъектов РФ для обеспечения максимальной доступности мест проведения НОК. Эта работа нами уже начата и активно ведется. Так, полномочиями по проведению НОК по профстандарту «Специалист по организации строительства» наделено 10 ЦОК, при них действуют 29 экзаменационных центров (ЭЦ). Эта сеть действует уже во всех федеральных округах и покрывает 22 региона, в ряде из которых функционируют уже по несколько ЦОК и ЭЦ. Мы убеждены, что в перспективе НОК должна проводиться не только для специалистов НРС, но и на всех уровнях строительного производства, в том числе для рабочих профессий.

Согласно плану Минстроя России, все подзаконные акты к 447-ФЗ будут приняты до 1 июля 2022 года, а с 1 сентября новое регулирование начнет действовать. В этой связи мы запланировали в конце июля большие обучающие семинары для юристов и экспертов СРО.

«СГ»: Антон Николаевич, подготовка к XXI съезду СРО в самом разгаре, и уже очевидно, что мероприятие пройдет в крайне непростой экономико-политической ситуации. Оказало ли это влияние на его организацию и повестку?

А.Г.: Подготовка к съезду велась планомерно. Проходили окружные конференции, обсуждались векторы совершенствования деятельности НОСТРОЙ и института саморегулирования в целом. Безусловно, повестка встреч с региональными саморегулируемыми организациями в этом году отличалась от прошлых периодов.

Во-первых, в конце прошлого года глава государства дал поручение проанализировать деятельность строительных СРО, оценить состояние всего института, имеющиеся проблемы и пути их решения. Во-вторых, существуют новые экономические и логистические условия работы стройотрасли. Поэтому помимо вопросов отчетности и планирования работы НОСТРОЙ в 2022 году мы будем обсуждать со СРО и их членами вопросы стратегического развития института саморегулирования и меры по стабилизации ситуации в отрасли.

В этой связи в преддверии съезда по традиции один день будет посвящен актуальным вопросам развития стройотрасли, в которых особую роль играют СРО, — это развитие системы ценообразования, создание единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах, применение профессиональных стандартов, процедуры и методика НОК, а также вопросы импортозамещения.

На съезде, безусловно, будет озвучена консолидированная позиция профсообщества о векторах развития российского стройкомплекса в целом и саморегулирования в области строительства в частности, ведь несмотря на интенсивное развитие саморегулирования как института гражданского общества продолжают оставаться нерешенными многие задачи, поставленные перед участниками механизма саморегулирования. Это исключение коллизий и пробелов существующего нормативно-правового регулирования, а именно формирование правовых механизмов полноценного осуществления своих функций СРО и их членами. Необходимо смещение приоритетности с превалирования экономических и правовых механизмов защиты средств компфондов СРО на первичность целенаправленной деятельности по повышению качества работ, услуг, оказываемых членами СРО.

«Сегодняшняя ситуация требует продуктивных и быстрых решений, на это и нацелена программа XXI Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве, который пройдет 12 апреля в Москве»


Теги: