Попали в ПАТ

Попали в ПАТ Shutterstock/FOTODOM
Сибиряки предлагают вернуть ограничения строительства на приаэродромных территориях в рамки разумного

Законодательные изменения 2017 года (135-ФЗ), касающиеся установления и использования приаэродромной территории (ПАТ) и санитарно-защитной зоны, были призваны упорядочить строительство на этих обширных и перспективных пространствах, но по факту поставили застройку ПАТ на грань коллапса. На недавнем заседании Союза строителей Новосибирской области эксперты вспомнили историю возникновения проблем, связанных с установлением ПАТ, и обсудили пути их возможного решения.

Напомним, поводом для принятия четыре года назад 135-ФЗ стала необходимость упорядочения градостроительного регулирования Новой Москвы, которая начала «подпирать» действующие аэродромы. Главному мегаполису страны требовались четкие и ясные требования, задающие ограничительные параметры строительства в границах ПАТ. При этом первая редакция законопроекта появилась еще в 2014 году и была ориентирована на регулирование строительства в границах ПАТ исключительно гражданских аэродромов; аэродромы экспериментальной и государственной авиации под действие этого закона подводить тогда не предполагалось. Однако впоследствии действие закона решили распространить и на эти аэродромы, что усложнило ситуацию. 

135-ФЗ в действующей редакции определил приаэродромные территории в составе семи подзон, для каждой из которых установлены свои ограничения. Первые шесть подзон направлены на обеспечение безопасности авиационного сообщения: в их границах запрещено размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения, создающие помехи в работе систем связи и навигации, привлекающие птиц и т.д.

Седьмая подзона должна защищать здоровье и комфорт граждан, проживающих в границах ПАТ.

В ловушке военной тайны

В седьмой подзоне не должны быть превышены пределы авиационного шума, электромагнитного излучения и пр. «Вот только пока что, по факту, в большинстве субъектов РФ приаэродромные территории так и не установлены», — констатировала ведущий юрист Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО) Мария Митяшина.

Поэтому при планировании строительства застройщикам сегодня по-прежнему следует ориентироваться на переходные положения 135-ФЗ, в соответствии с которыми для аэродромов экспериментальной авиации согласование строительства осуществляет организация, эксплуатирующая аэродром, для госавиации — организация, в ведении которой аэродром находится, для аэродромов гражданской авиации — Росавиация. При этом в каждом из трех случаев базовым условием, без которого согласование не получить, является наличие положительного заключения Роспотребнадзора. Указанные согласования необходимы, когда планируется строительство в пределах ПАТ, внесенной в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) до 1 января 2016 года. Если в ГКН сведения о территории отсутствуют, но строительство планируется в границах полос воздушных подходов аэродромов или в границах санитарно-защитных зон, указанных в картах-схемах, размещаемых ныне на официальных сайтах уполномоченных органов, согласование тоже необходимо.

«Проблемы при согласовании строительства возникают, прежде всего, когда вопрос касается аэродромов государственной (преимущественно военной) авиации, и, похоже, эти проблемы при подготовке 135-ФЗ вообще не учитывались», — отмечает Мария Митяшина. Причина в том, что практически вся ключевая информация, необходимая для регламентирования строительства в ПАТ военных аэродромов, — от установления границ полос воздушных подходов до ограничений по высоте возможных объектов, от интенсивности полетов до летных характеристик воздушных судов — является гостайной. В дополнение к этому получить положительное заключение Роспотребнадзора по ПАТ госавиации также практически невозможно, поскольку ведомство само попадает в «ловушку военной тайны»: для подготовки заключения Роспотребнадзору нужно провести замеры уровня шума, загрязненности атмосферы, электромагнитного излучения, но из-за режима секретности сделать это нельзя. Возникает замкнутый круг, выход из которого только один — отказ в согласовании строительства.

Седьмая подзона вам в уши

Координатор Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) в Сибирском федеральном округе (СФО), президент Союза строителей Новосибирской области Максим Федорченко отметил, что во многих регионах из-за новых «приаэродромных» ограничений останавливаются стройки даже сейчас, в переходном периоде, до полного введения в действие федерального закона 135-ФЗ.

Наиболее острый узел вопросов касается седьмой подзоныыв ПАТ. Это, повторимся, единственная подзоны, не связанная с обеспечением авиационной безопасности и призванная гарантировать выполнение санитарных норм. По сведениям Максима Федорченко, к настоящему времени Роспотребнадзором разработана методика расчета седьмой подзоны, но она носит рекомендательный характер и действует только для гражданских аэродромов. При этом из 425 российских аэродромов 170 являются чисто гражданскими, 122 — чисто военными, 125 — аэродромами совместного базирования (то есть тоже «с военной составляющей»), 8 — экспериментальными. «Например, у нас в регионе все аэродромы — совместного базирования, то есть фактически они военные, и на них методика Роспотребнадзора не распространяется», — обрисовал местную специфику эксперт. В седьмой подзоне ПАТ главным контролируемым фактором выступает уровень шума.

К сожалению, законодатель чересчур щепетильно отнесся к обеспечению комфорта жителей, выставив избыточные требования к шумозащите: не выше 45 дБ в ночное время. «Причем данный уровень не должен быть превышен не только внутри квартир, но и на придомовых площадках. Если превышение — строить нельзя, либо добиваться нужного уровня тишины путем специальных шумозащитных мероприятий. Но как, например, защитить открытое пространство двора от звука летящих самолетов? Это невозможно, — сетует Максим Федорченко. — Между тем, реальный шум в седьмых подзонах не так уж велик, и по факту вряд ли от него действительно нужно «защищаться». У нас в зоне Ипподромской автомагистрали шум в два раза выше 45 дБ, и никто не запрещает там стройки. А в седьмых подзонах ПАТ собираются запрещать!»

Зачем бизнесу лишние проблемы?

В свою очередь, вице-мэр Новосибирска, начальник Департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска Алексей Кондратьев разделил обеспокоенность застройщиков по поводу правового коллапса, резко тормозящего строительство на неоправданно разрастающихся ПАТ, и призвал относиться к решению данной проблемы как можно более практично. Ближайшим шагом на этом пути, с его точки зрения, могло бы стать совместное решение региональной и муниципальной властей о том, что проектируемые в границах ПАТ объекты, не выходящие по высоте за габариты уже существующей вокруг застройки, не нуждаются в сложных процедурах согласования с операторами аэродромов.

«Это предложение исходит из простого постулата, что уже существующая эксплуатируемая застройка — легитимна, и сносить ее никто не собирается, — пояснил вице-мэр. — Зачем, например, малому предпринимателю, который собрался построить совсем небольшой объект, погружаться в согласования с тем же аэропортом Толмачево, когда заведомо известно, что этот объект никакой опасности для авиации не представляет, ведь его окружают более крупные действующие сооружения? А то получается, что власти не сумели между собой договориться, и поэтому у бизнеса — лишние проблемы».

Поддерживает опасения строителей в вопросе пресловутых шумовых ограничений и член комитета по строительству «Деловой России» Денис Воронов: «45 децибел — избыточная ночная норма, к которой трудно будет приблизиться всей России. Для понимания: 45 децибел — это шум листвы в тихом парке! К примеру, на шумовой карте Москвы видно, что этому нормативу не отвечают даже внутриквартальные территории в элитном центре нашей столицы. И город Чикаго, на территории которого эти требования тоже не соблюдаются, вполне спокойно живет с двумя аэропортами на своей территории и развивается».

По оценке Дениса Воронова, в сложившихся условиях большинство регионов вынуждено саботировать избыточные, неоправданные требования по шумовой защите тех формально «приаэродромных» территорий, которые входят в седьмую подзону: они попросту не ставят эти территории на кадастровый учет, как бы замораживая их «переходный» статус на неопределенное время. Это вынужденный ход, призванный предотвратить массовые остановки строек, и в Иркутске идут на подобный шаг не от хорошей жизни. «В силу специфики расположения наших аэродромов под фактический запрет строительства и реконструкции подпадет основная часть Иркутской агломерации с населением около миллиона человек, причем речь идет не только о строительстве многоэтажного жилья, но и о школах, детсадах», — уточнил Денис Воронов.

Вслед за Максимом Федорченко Денис Воронов уверен: действие 135-ФЗ в его существующей редакции необходимо прекратить. «Почему прокуратура, запрещая строительство нового жилья на территориях седьмых подзон, никак не пытается защитить от шума тех людей, которые уже давно, многие десятилетия, живут на этих территориях? Совершенно очевидно: седьмая подзона ПАТ в нынешней редакции законодательства не оправдывает своего предназначения, она лишь омертвляет развитие городов. У нас уже практически готовы предложения по изменению законодательства. Необходимо вернуться к нормам до 2017 года», — заявил представитель «Деловой России».

В ходе обсуждений застройщики единодушно выразили уверенность: связанные с введением 135-ФЗ процедуры громоздки, избыточны и никому, по большому счету, не нужны — и проголосовали за их упрощение всеми возможными способами и инструментами — и на уровне решений местных властей, и на уровне изменений федерального законодательства.

Максим Федорченко, координатор НОСТРОЙ в СФО, президент Союза строителей Новосибирской области:

федорченко.jpg

«Нужно разрабатывать новую систему регулирования строительства на ПАТ — разумеется, с учетом интересов граждан, обеспечения безопасности авиасообщений, но и с учетом того, что нам нужно развивать жилищное строительство, выполнять национальные проекты»

Как «Авиатор» у аэродрома не прижился

Год назад «Стройгазета» (№ 45 от 13 ноября 2020 года) уже рассказывала об истории борьбы девелоперской компании «Брусника. Сибакадемстрой» за легитимность строительства жилого комплекса «Авиатор» в границах ПАТ аэродрома «Гвардейский» — проекта, вписанного в старую застройку, которой уже более 50 лет, — с многоквартирными домами, детсадами и школами. «Сначала муниципалитет выдал нам разрешение на строительство, а после того как стройка развернулась, мэрия получила иск от прокуратуры, предписывающий «в интересах неопределенной группы лиц» отозвать разрешение в связи с нарушением нормативов по шумозащите», — напомнила «СГ» суть проблемы руководитель подразделения правовой поддержки «Брусника. Сибакадемстрой» Ирина Головкина. В 2020 году развернулись судебные тяжбы. Примечательно, что и суд первой инстанции, и суд второй инстанции встали на сторону муниципалитета и застройщика. Но прокуратура не сдалась, и с ее подачи — после рассмотрения кассационным судом — дело вернулось в суд первой инстанции. «Наши доводы о том, что здесь уже полвека живут люди, и никто не собрался встать на защиту их прав на «бесшумную» среду, действия не возымели, — отметила Ирина Головкина. — Между тем, если прокуратура в итоге выиграет, будет создан весьма опасный прецедент. Помимо того, что «в интересах неопределенного круга лиц» останутся без квартир вполне определенные 350 дольщиков «Авиатора», дальше по цепочке могут пойти столь же «успешные» иски прокуратуры и по объектам других застройщиков. Возникает риск остановки строек на огромной территории».