В ФАС считают порядок установления тарифов ЖКХ непрозрачным и предлагают его реформировать
Наделавшая шуму история с пятнадцатипроцентным повышением стоимости коммунальных услуг еще раз наглядно продемонстрировала несовершенство законодательства в сфере тарифообразования. И хотя после протестов населения губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий распорядился ограничить индексацию 4%, никто не застрахован от повторения подобной ситуации. Так, в конце апреля антимонопольная служба, преодолев сопротивление региональных властей, добилась в Арбитражном суде снижения тарифов на тепловую энергию в Алтайском крае. Мониторинг ФАС показывает, что тарифы завышаются и в других регионах, и сейчас служба ведет разбирательство по таким фактам.
Пути системного решения этих проблем обсуждались во время встречи президента Владимира Путина с главой ФАС Игорем Артемьевым 26 апреля. «Из-за несовершенства законодательства в сфере тарифообразования на услуги ЖКХ цены для потребителей в разных регионах существенно отличаются, — констатировал Игорь Артемьев. — Людям совершенно непонятно, откуда берутся тарифы. Разброс цен в регионах связан с огромным количеством дыр (в законодательстве — «СГ»)».
Проведенный службой анализ тарифного регулирования показывает, что действующие законы («Об электроэнергетике», «О теплоснабжении» и т. п.) содержат лишь общие нормы по регулированию цен естественных монополий и иных организаций. Тогда как конкретный порядок установления тарифов, методы определения затрат ресурсоснабжающих организаций и причитающихся им надбавок содержатся в подзаконных и ведомственных актах. При этом, действующий закон «О естественных монополиях» не предусматривает публичное обсуждение структуры затрат, которые включаются в тарифы. Также не предусмотрено участие потребителей в процессах принятия тарифных решений.
Существующие законодательные пробелы ведут к тому, что тарифное регулирование осуществляется в «ручном режиме». В России существует тарифная дискриминация, когда расценки для потребителей, работающих в сходных условиях, различаются в разы. Принятие решений обусловлено «большим количеством коррупциогенных факторов», поэтому потребители не верят в экономическую обоснованность выставляемых тарифов.
Исправить существующие недочеты призван разработанный ФАС России федеральный закон о тарифном регулировании, который заложит основу для перехода к новым принципам тарификации. Как сообщил Игорь Артемьев, этот закон станет базой для долгосрочного регулирования тарифов и создаст стимулы для использования ресурсосберегающих технологий в коммунальном секторе. Все это в итоге поможет привлечь инвестиции в сферу ЖКХ и электроэнергетики.
«В правительстве уже признали, что закон нужен, над ним нужно будет работать очень обстоятельно и серьезно, — сказал глава ФАС. — Это — фундаментальнейшая основа будущей стабильности в этой сфере».
Обсуждение закона уже началось. В НП «ЖКХ Контроль» отметили, что, в целом, поддерживают его концепцию, однако предлагают дополнить ее рядом мер. Как считает исполнительный директор организации Светлана Разворотнева, в частности, следует отказаться от ежегодной индексации тарифов по каждому региону и каждому предприятию. А утверждение тарифов необходимо увязывать с программами модернизации конкретных предприятий и повышением качества поставки ресурсов, утверждая тариф с учетом поправки на величину инфляции на весь срок реализации таких программ. Подобные меры позволят, с одной стороны, «разгрузить» региональных регуляторов и экспертов, а с другой — ограничить рост инфляции, для которой ежегодный повсеместный рост тарифов является «спусковым механизмом».
Второе важное направление — повышение публичности и прозрачности процесса тарифообразования. «Считаем необходимым изменить подходы к раскрытию информации поставщика ресурсов, разработав новую и единую для всех РСО форму раскрытия информации, обеспечивающую возможность всем желающим сопоставить любой показатель с показателями аналогичных компаний», — заявила «СГ» Светлана Разворотнева. Она также считает нужным предусмотреть четкий перечень случаев, когда по каким-либо причинам нужно изменить тариф, и единый прозрачный порядок такой корректировки, что ограничит произвол в этой сфере. Например, если инвестиционные программы, затраты на которые включены в тариф, не выполняются по вине регулируемого предприятия, то должны быть предусмотрены сроки и порядок пересчета тарифа в сторону его уменьшения.
Цитата в тему
ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ФАС РОССИИ ВИТАЛИЙ КОРОЛЕВ:
«Служба планирует до конца 2017 года разработать предложения по эталонным расчетам различных тарифов и надбавок. Эталонный принцип мы хотели бы реализовать в сфере ЖКХ в целом. Если сбытовая надбавка поставщика электричества в структуре платежа конечного потребителя составляет небольшую долю — несколько процентов, то тариф на передачу этого электричества — 50% и более. Поэтому, в первую очередь, ФАС намерена привести к эталонным значениям сбытовую надбавку»