[Есть контакт] Строительный бизнес и власть налаживают обратную связь

[Есть контакт] Строительный бизнес и власть налаживают обратную связь

Строительный бизнес и власть налаживают обратную связь

В Санкт-Петербурге в рамках форума «Устойчивое развитие» прошла ХII Всероссийская конференция «Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство». Участие в конференции приняли крупные застройщики, подрядчики из разных регионов страны, представители федеральных и региональных органов власти.

Как было заявлено на открытии конференции, стройка является базовой отраслью, определяющей развитие экономики страны. От ее эффективной работы зависят ситуация на жилищном рынке и ход реализации большинства национальных проектов. Однако именно строительный рынок испытал на себе ощутимые потери от пандемии, и последствия этого сказываются до сих пор. Среди основных проблем — рост стоимости стройматериалов и рабочей силы, необходимость изменений законодательного регулирования стройотрасли и переход на новые технологии.

Чтобы не допустить в этой ситуации банкротства стройкомпаний, работающих по госконтракту, правительством был принят комплекс мер. Как рассказал строителям, собравшимся в Северной столице, заместитель главы Минстроя России Сергей Музыченко, в конце августа кабмином было утверждено постановление №1315, позволяющее подрядчикам по согласованию с госзаказчиками пересматривать в случае резкого роста цен на стройматериалы условия контрактов, заключенных до 1 июля 2021 года сроком не менее, чем на год. «Менять стоимость можно только по невыполненным работам, при этом увеличение цены должно быть не более 30%. Это постановление распространяется на все федеральные органы исполнительной власти, аналогичные нормативные акты должны выпустить, конечно же, субъекты РФ, которые позволят уже непосредственно в субъектах, регионах увеличивать стоимость цены контракта», — отметил заместитель министра, добавив, что, по данным на 10 сентября, 29 регионов уже приняли соответствующие законодательные акты, позволяющие увеличивать цену контракта, в 37 субъектах федерации эти документы находятся в работе, и в 18 из них — в высокой степени готовности.

Безбарьерная стройка

В Минстрое России также допускают возможность пересмотра стоимости уже выполненных с начала этого года работ. Эту преференцию в ближайшей перспективе могут получить и контракты по проведению капитального ремонта жилых домов, и договоры, заключенные на срок менее года, а таковых сейчас около 71 тыс. на сумму в 1 трлн рублей. Кроме того, как сообщил Сергей Музыченко, в перечень тех, кто может увеличить стоимость контрактов, добавлены и силовые ведомства.

Чтобы не допустить дальнейшего неконтролируемого роста стоимости контрактов, вызванного повышением цен, правительством в настоящее время разработана «дорожная карта». «Мы сегодня мониторим порядка 17 видов стройматериалов, разброс цен показал, что удорожание составляет от 10% до 100%», — подчеркнул Сергей Музыченко. По его словам, эта работа будет идти по нескольким направлениям: на законодательном уровне за счет сокращения административных барьеров и путем совершенствования методики формирования реальной цены контракта. При этом замглавы Минстроя России напомнил, что переход стройкомплекса на ресурсно-индексный метод ценообразования состоится уже в I квартале 2022 года. Пока идет процесс наполнения данными Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Еще одно важное направление, работа по которому ведется сегодня министерством, — это снижение ведомственных и административных барьеров. Сергей Музыченко рассказал, что в июле 2021 года приняты изменения в Градостроительный кодекс РФ, по которым из 100 обязательных к применению строительных процедур осталось только 32. «Те амбициозные планы, которые мы ставим перед собой по развитию жилищного, транспортного и социального строительства, невозможно выполнить, не убрав излишние адмбарьеры и не отменив процедуры, тормозящие и мешающие стройке», — заявил он. По мнению заместителя министра, только при обеспечении баланса безопасности и комфорта для граждан и снижения административной нагрузки на строителей можно достичь тех целей, которые поставлены властями перед стройкомплексом страны.

Направление — цифра

В свою очередь, президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков заявил, что считает необходимым выступить профсообществу с инициативой о переводе функций по техническому регулированию в сфере строительства с федерального уровня на министерский, отметив, что все необходимые для этого компетенции сейчас сосредоточены в главном отраслевом ведомстве. Надо это сделать, по его словам, чтобы иметь возможность оперативно внедрять в практику строительства как появляющиеся новые материалы, так и современные технологии. «Возьмем, к примеру, цифровизацию; когда мы говорим о ней, то подразумеваем в первую очередь цифровизацию проектирования. НОСТРОЙ же выступил с предложением об осуществлении строительного контроля и ведения документации в электронном виде». По мнению Антона Глушкова, подобного рода решения должны положительно сказаться на строительном цикле и на финансовых результатах строительства. «Это удобно, гарантирует прозрачность всего процесса сбора исполнительной документации, обеспечивает безопасность на протяжении всех работ».

Еще раз о цене

Продолжая тему роста стоимости стройматериалов, вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз отметил, что такой рост — это рыночная история. «Если металл продается за границу за цену больше, чем могут себе позволить российские строители, то металлурги, понятное дело, смотрят туда, где и доходы выше, и поставки более объемные. Исходя из этого, растут и внутренние цены», — пояснил он. Вместе с тем, по его словам, благодаря диалогу с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России и Минпромторгом РФ удалось в определенный момент остановить рост на многие стройматериалы и смежную продукцию, хотя по некоторым позициям они все же достигли своего «потолка». Однако Антон Мороз не исключает, что цены могут продолжить рост, так как это будет и дальше регулировать рынок. А потому надо принимать меры, чтобы все же этого не произошло.

«Но не стоит забывать и о том, что на стоимость квадратного метра влияют не только цены на стройматериалы, но и переход отрасли на счета эскроу, и стоимость кадровых ресурсов», — заметил эксперт, добавив, что вопрос дефицита рабочей силы из-за оттока мигрантов в период пандемии стал особенно болезненным для строительной сферы, а потому надо заниматься подготовкой собственных рабочих кадров. Например, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области уже пошли по этому пути и сумели восполнить этот пробел.

Уроки пандемии

Как подчеркнул вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Линченко, стройкомплекс Северной столицы во время «коронакризиса» стал локомотивом для всей городской экономики. «Могу сказать, что мы — один из немногих российских регионов, который в условиях пандемии не останавливал стройки. И сегодня по многим показателям мы восстановили объемы, а по некоторым даже превзошли доковидные результаты», — заявил он.

Первым в стране Петербург стал и в развитии цифровой модели проектирования: в городе в цифре не только сделали проект, но и прошли экспертизу современного детского садика. А сегодня этот объект прошел цифровой строительный контроль и введен в эксплуатацию. «Цифровизация стройотрасли — это метод, который позволяет видеть, на каком этапе находится стройка, — считает Николай Линченко. — Но если мы хотим получить более качественный продукт в виде цифрового стройконтроля, то и стоимость проектирования должна быть иной, так как эта отрасль должна быть реально конкурентоспособной».

Говоря о проблеме трудовых ресурсов, вице-губернатор рассказал, что за время пандемии петербургские стройплощадки потеряли около половины работников. В основном это были трудовые мигранты из стран СНГ, вынужденные вернуться на родину. Однако, по словам Николая Линченко, сегодня серьезных кадровых проблем на строительном рынке города нет: часть вакансий удалось заместить петербуржцами и специалистами из других регионов РФ.

«У нас выстроен конструктивный диалог с Минстроем России, мы активно обсуждали проблематику ценообразования стройотрасли в целом на площадке ПМЭФ-2021, но сегодня «мячик» на стороне регионов, и теперь они преодолевают препоны экономического и финансового блока, чтобы понять, откуда им брать компенсации подрядчикам, которые достраивали объекты за свои деньги. Этот вопрос требует срочного урегулирования», — уточнил Николай Линченко.

В свою очередь, и. о. заместителя председателя правительства Ленинградской области Евгений Барановский отметил, что регион вынес из пандемии свои уроки. Так, местным подрядчикам, возводящим объекты в Ленобласти в рамках госзаказа, еще до утверждения постановления №1315 позволяли из-за удорожания стройматериалов на 10%, а в особых случаях и на 30%, заходить в экспертизу. Прежде это касалось объектов Минсельхоза и проектов адресной инвестиционной программы, для которых важны сроки выполнения строительных работ. Евгений Барановский также отметил, что подрядчики, которые возводят социальную инфраструктуру, также смогут увеличивать стоимость контракта при резком удорожании строительных материалов. «Корректировка стоимости предполагает ряд условий: она будет осуществляться в пределах лимитов бюджетных средств, а также не может привести к увеличению срока и цены соглашения более чем на 30%. Помимо этого, существенные изменения необходимо будет обосновать документально», — отметил он.

Подводя итоги пленарного заседания «Российского строительного комплекса», Антон Глушков отметил, что диалог, состоявшийся в Петербурге, показал: строительная отрасль нуждается в коммуникации между бизнесом и властью. «Для этого и существуют национальные объединения и профессиональные союзы, которые должны свои усилия направлять на то, чтобы обеспечить обратную связь и все озвученные предложения и выводы оперативно применить на строительной практике», — резюмировал он.

Кстати:

В рамках конференции «Российский стройкомплекс» для отраслевых саморегулируемых организаций (СРО) был организован VII Всероссийский семинар «Юрист СРО в области строительства». На двухдневное мероприятие зарегистрировалось более 300 специалистов СРО, которые повышали свою квалификацию, обменивались опытом, а также обсуждали с приглашенными экспертами вопросы правоприменительной практики и новеллы законодательства в саморегулировании и строительстве. В частности, заместитель исполнительного директора НОСТРОЙ Александр Князев рассказал собравшимся, что по состоянию на сентябрь 48 СРО в 37 регионах России выдали своим членам 224 займа на общую сумму 4,2 млрд рублей. По его словам, это составляет около 65% от средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО), которые СРО могут выдать своим членам в качестве займов. Больше всего займов выдано для приобретения стройматериалов и оборудования — 96 займов на 1,8 млрд рублей. Это позволит выполнить 112 подрядных контрактов общей стоимостью около 29,2 млрд рублей. Еще 88 займов на 1,7 млрд рублей выдано на выплату зарплаты. При этом, по данным НОСТРОЙ, компании вернули СРО более 1 млрд рублей по 63 договорам займа. При этом три СРО не получили обратно свои средства по четырем договорам займа на общую сумму 97,2 млн рублей. В ходе семинара спикеры отметили, что случаи невозврата займов носят единичный характер. Однако перед выдачей займов СРО следует тщательно проверять компании на предмет их финансовой устойчивости, следить за целевым использованием выданных средств и внимательно относиться к предмету залога по договору займа. 


Теги: