Соучастники преобразований

Петербуржцы решают, каким быть Васильевскому острову

Соучаствующее проектирование — относительно новое явление в жизни российских городов. Оно стало развиваться в последнее время, после того, как в регионах при поддержке федерального центра началась работа по созданию комфортной городской среды. Одним из условий реализации проектов благоустройства стало участие в их разработке местных жителей.

Недавно в Петербурге состоялось общественное обсуждение соучаствующего проектирования «Искусство преображать», в ходе которого речь шла о развитии Васильевского острова. Как выяснилось, жители хотели бы видеть у себя в районе новые общественные пространства, комфортные детские площадки, зеленые зоны и экскурсионный маршрут с посещением объектов стрит-арта.

По словам заместителя главы Василеостровского района Натальи Назаровой, стратегия будущего развития района создавалась не в чиновничьих кабинетах. Было проведено анкетирование жителей, волонтеры выходили на улицы и наблюдали, удобно ли людям добираться до поликлиник, где они паркуют машины и где предпочитают отдыхать с детьми. Общий вывод: в целом жители Васильевского острова удовлетворены теми услугами, которые предоставляются на территории района, здесь расположено много школ и высших учебных заведений, достаточно высокое качество медицинских услуг. Однако существует «неудовлетворенный спрос» на создание зеленых зон, парков и креативных пространств. Эти пожелания горожан были учтены при разработке проекта развития района.

Одним из основных направлений станет благоустройство дворов, а их в Василеостровском районе больше тысячи. Каждый двор должен приобрести свою индивидуальность. Проектом предполагается, что помимо озеленения и освещения в них появятся детские площадки, на которых установят оборудование для ребят разных возрастов. Если в доме много малышей — поставят песочницы и горки, больше подростков — спортивные тренажеры. «Многие считают, что достаточно закрыть вход во двор решеткой, и все проблемы решены, но это не выход. Вспомним теорию разбитых окон: где нет людей, всегда будет разрушение, — говорит директор центра прикладных исследований и разработок НИУ ВШЭ Александр Курячий. — Между тем, двор — это то, что первым видят наши дети. От того, что они видят и как социализируются, зависит наше будущее поколение. Когда ты каждый день проходишь через обустроенную дворовую территорию, в развитии которой принимал участие, ты и сам нацелен на развитие. В итоге двор становится олицетворением локального сообщества, местом, где сообщество коммуницирует». По словам эксперта, проект соучаствующего проектирования как раз и состоит в том, что решение о том, каким будет твой двор, решается совместно с жителями района.

Пример такого совместного творчества в районе уже есть — это Благовещенский сад. По предложению петербуржцев он разделен на зоны: зеленую территорию с живой изгородью, скамейками, цветами и дорожками для прогулок с колясками и зону семейного отдыха с беседкой, в которой любой желающий может записаться и провести мастер-класс. В перспективе с помощью опроса жителей планируется решить и проблему автомобильных парковок. Как заметил Александр Курячий, шлагбаум, просто перекрывающий въезд во двор — тоже не лучшее решение. По его мнению, итогом общественного обсуждения и работы с архитекторами и органами местного самоуправления должно стать такое решение, которое бы было одинаково удобным и жителям и автомобилистам.

Другим приоритетным направлением развития района станет создание общественных пространств, зеленых зон и сети квартальных экосистем «Искусство преображать». По словам Натальи Назаровой, в районе появятся новые точки притяжения: серия изображений на стенах брандмауэров, своего рода картинная галерея под открытым небом. Причем каждый такой объект будет не случайной картиной, а результатом изучения историко-культурного контекста конкретного места. Для росписи стен планируется пригласить художников, работающих в стиле стрит-арта не только из России, но и из-за рубежа. «Первый наш опыт показал, что инвесторы воспринимают стрит-арт одобрительно и даже готовы вкладываться в обустройство новых арт-объектов», — говорит Наталья Назарова. В свою очередь, основатель Института исследования стрит-арта Михаил Астахов считает, что до недавнего времени Петербург сильно охранял себя от культурных тенденций и уличного искусства — паблик-арта. «Я смотрел «Игру престолов»: там стеной охранялось пространство от северных варваров, как у нас — от петербургских художников, но, как показал сериал, диалог творит чудеса, — говорит эксперт. — В Васильевском острове заложен весь культурный код города, поэтому здесь важно создавать подобные проекты». Для знакомства с этим видом современного искусства администрация планирует создать новый пешеходный маршрут от стрелки Васильевского острова до Морского пассажирского порта. Работа над проектом соучаствующего проектирования «Искусство преображать» продолжается — его обсуждение идет с экспертным сообществом, с местными жителями и в сети интернет.


Справочно:

Васильевский остров расположен в дельте Невы. Наибольшая протяженность: с севера на юг — 4,2 км, с запада на восток — 6,6 км. Площадь — 10,9 кв. км. Входит в состав Санкт-Петербурга, занимая основную часть Василеостровского района.