Москву видал! Царь-пушка, Царь-колокол… а что насчет Царь-бани?

Москву видал! Царь-пушка, Царь-колокол… а что насчет Царь-бани?

Москву видал! Царь-пушка, Царь-колокол… а что насчет Царь-бани? Shutterstock/FOTODOM
Всем известно, что Царь-пушка и Царь-колокол находятся на территории московского Кремля. И, пожалуй, нет такого туриста, у которого не хранятся фотографии с этими достопримечательностями.

А кто может похвастаться кадрами из Царь-бани? Ее почетные гости — Роман Абрамович, Игорь Матвиенко, Андрей Макаревич, Владимир Познер, Владислав Третьяк и даже Джон Траволта, Дольф Лундгрен и солист группы Rammstein Тиль Линдеманн. Но и простому смертному открыты двери в Звонарском переулке (Неглинная, д. 14, стр. 3-7), где вот уже более 200 лет работают Сандуновские бани, поражающие своей историей и роскошными интерьерами.

Банник, москвичи и суеверия

Были ли бани до Сандуновских? Конечно, были, вот только не сохранились. А о некоторых традициях слух остался. Говорят, раньше бани зачастую ставились над подземельями. Вероятно, чтобы туда уходила вода: мылись люди, а под ними — старый колодец или пещера.

Но москвичам было не страшно. Главное — банника не разозлить, а то он накинется… а все решат, что человек сам угорел или запарился. Так что соблюдали некоторые обычаи: пар принимали в три очереди. Считалось, дух на правах хозяина последний пар оставляет за собой. При этом банник поступает весьма благородно, пропуская всех гостей вперед. Это поверье об опасной для жизни четвертой бане было распространено не только в Москве, но и по всей Руси. Чтобы задобрить духа и заручиться его расположением, банника угощали куском ржаного хлеба с крупной солью. Была еще традиция приносить в жертву черную курицу, которую закапывали под порогом бани (тут бы Чернушка из повести Погорельского высказала свое недовольство). Считалось, что заночевать в бане — значит, разозлить банника, поэтому в деревнях даже двери не запирали: все равно никто не решится войти. А в Москве защищались фразой «Чур меня», повторенной семикратно, глядя сначала на потолок, потом на пол, затем на стены и отдельно на входную дверь. А если крещеный человек снимал нательный крест, считалось, нет ему спасенья. Вот такие были бани до того, как привнесли в них европейский шарм.

vk.com/sandunyofficial

Все началось с любви и Петербурга

При императрице Екатерине II в Эрмитажном театре служила юная оперная певица Лизанька (Елизавета Уранова). За ней ухаживал немолодой граф Безбородко. Девушке это категорически не нравилось, тем более что она была в отношениях со своим коллегой, актером Силой Николаевичем Сандуновым. Но граф не унимался и буквально преследовал ее на каждом углу, а узнав, что ее сердце занято, начал домогаться, на отказы обижаться, портить влюбленным жизнь. Тогда Лизанька попросила у своей покровительницы помощи. Екатерина II повенчала молодых, а еще подарила им на свадьбу бриллианты.

Со временем они обосновались в Москве, продали драгоценности и купили участок земли. Сначала была задумка построить на нем жилой дом, но затем Сандунов решил открыть бани. К 1808 году строительство было окончено. Каменный дом сильно выделялся на фоне деревянных построек — и еще более выигрышно стал смотреться, выстояв при пожаре 1812 года. Отличало Сандуновские бани то, что банный комплекс располагал не только к мытью.

Пушкинская Москва

Как писал Владимир Гиляровский, в банях Сандунова «перебывала и грибоедовская, и пушкинская Москва — та, что собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе». Баня стала центром общественной жизни, совместившим светские беседы, лечебные процедуры, салон красоты — и да, баню.

Впервые помещения были разделены на мужские и женские. Наиболее богатым гостям предлагалось посетить отдельные номера, в которых было особо нарядное убранство. А еще — дамы с собачками могли приводить питомцев с собой.

Сандуны 2.0

80 лет простояли первые бани. За это время речку Неглинную заточили в подземный коллектор, на улице стало намного чище, а значит, еще привлекательней. Владельцы Сандуновских бань менялись, к концу XIX века банями стали заправлять бывший гвардейский поручик Алексей Ганецкий и его жена Вера Фирсанова (дочь миллионера-лесодобытчика). К этому моменту здание обветшало, и новым хозяевам пришлось изрядно вложиться. Впрочем, подошли они к этому очень ответственно. Объехав множество стран, где банное дело наиболее развито, Ганецкий принял решение возвести новые здания с уникальным стилем и техническим устройством. Борис Фрейденберг, весьма известный в то время венский архитектор, взялся за проект, который в 1896 году поразил всех: это был настоящий «дворец для бань, которого Москва еще не видела». Трехэтажное здание с бассейном на открытом воздухе и с закрытым, оформленным в стиле Помпеи и расположенным под стеклянным куполом. Но самым впечатляющим был водопровод, тянувшийся от Москвы-реки мимо храма Христа Спасителя, Пречистенских ворот, по Волхонке и Моховой до Кузнецкого Моста — и только затем в сами бани. Вода проходила настолько тщательную систему очистки, что ее можно было пить. Электростанция для освещения и обогрева исключительно банного комплекса на тот момент была третья по величине во всем городе. И финальным штрихом стало роскошное убранство, превосходившее вкусом самые богатые особняки.

Shutterstock/FOTODOM

Звездные посетители

Если первые Сандуны прославились визитами Александра Сергеевича, то новое здание хранит воспоминания о другом поэте: до сих пор одна скамья имеет персональную табличку, на которой написано: «здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем». Речь о Владимире Маяковском. По рассказам, он был настолько брезглив и так опасался за свое здоровье, что в дни, когда он приходил в Сандуны, для него предусмотрительно ставили персональную скамью.

Еще одним легендарным гостем стал Федор Шаляпин. Именно ему приписывают выражение: «Не Сандуны — Царь-бани!» Говорят, что он даже репетировал в этих поражающих своей акустикой залах. И послушать разрешал. И добр был ко всем. И одному завсегдатаю, с которым встречался в бане пять лет, подарил свою любимую праздничную китайскую рубашку. Интересно, есть ли подобные истории о наших современных звездах?

По высшему мужскому разряду

С момента появления нового здания реконструкция проводилась лишь единожды — в 1944 году. А реставрационные работы были проведены в 1992-м, после того как по распоряжению правительства Москвы Сандуновские бани были поставлены на учет как памятник архитектуры и признаны культурно-исторической ценностью.

До сих пор бани поражают своим убранством: изящными залами, сводчатыми потолками, лепниной, росписью и мраморными лестницами.

Реклама_Сандуновских_бань,_1897.jpg

Сохранились номерные бани для VIP-клиентов, прачечная, три мужских и два женских отделения с бассейнами и парными. Но и современные услуги красоты и ухода баня оказывает. И даже ресторан и сувенирную лавку держит.

Для тех, кто хочет побывать не только гостем парной, соответствующей гендеру, но и посмотреть другие помещения, раз в неделю проводят экскурсии. Самым роскошным местом считается высший мужской разряд, сохранивший римские и мавританские интерьеры в стиле готики и рококо.

Постскриптум

Считается, что Сандуны приносят удачу. Прежде невесты приходили в бани накануне свадьбы и мылись из серебряной шайки. Такой ритуал сулил удачное замужество.

Даже поговорка есть: «Кто в Сандунах не бывал — тот Москвы не видал!» Вот и думайте, видали ли вы Москву.

Кстати:

Режиссер Сергей Эйзенштейн тоже посещал Сандуны. И однажды, накануне премьеры фильма «Броненосец Потемкин», обнаружил, что в Одессе не отсняли сцену, которая была просто необходима. Так банный бассейн превратился в Черное море, на котором расположили наспех сделанные макеты кораблей. Затем он обращался к этому же бассейну, чтобы отснять эпизод с рыцарями, уходящими под лед (для фильма «Александр Невский»). Позже в этих стенах снимали множество других кинокартин, например, «Мастер и Маргарита» и «Брат-2».