Замесить по-новому

Широкому использованию сборного железобетона в России часто мешают устаревшие технологии

Зафиксированные в нацпроекте «Жилье и городская среда» планы по увеличению строительства жи­лья до 120 млн кв. метров в год должны опираться на прочную производственно-технологическую базу. Как отметил, выступая недавно в Совете Федерации, глава Минстроя Владимир Якушев, имеющихся в стране производ­ственных мощностей вполне достаточно для достижения поставленных целей. Другое дело, насколько эффективно мо­гут быть использованы различные техно­логии домостроения и, в том числе, тех­нология сборного железобетона. В преж­ние времена сборный железобетон играл ведущую роль в строительстве жилья, но в последние годы заметно сдал позиции. По данным Института развития строи­тельной отрасли, доля этой технологии на рынке не превышает сейчас 13%. О роли и перспективах сборного домостро­ения в современном строительстве в ин­тервью «Стройгазете» рассказал дирек­тор НИИ бетона и железобетона (НИ­ИЖБ) им. А. А. Гвоздева АО НИЦ «Строи­тельство», заслуженный строитель Рос­сийской Федерации Алексей ДАВИДЮК.


Screenshot_1.png

«СГ»: В последние годы сборный же­лезобетон не очень-то популярен у за­стройщиков. Так, может, и не стоит развивать эту технологию?

Алексей Давидюк: Отказ от сборного строительства может быть приравнен в определенной мере к отказу от конвейер­ной сборки автомобилей.

«СГ»: Но сколько было шуток об од­ноликих домах советской эпохи! Не ду­маю, что кто-нибудь хочет возвраще­ния к этому.

А. Д.: Причина одноликости сборного строительства в СССР была той же, что побуждала автомобильные заводы выпу­скать в течение десятилетий одну и ту же марку автомобилей, — монополизм. В условиях директивной экономики напря­женный план и максимальное использо­вание производственного оборудования были обязательным требованием. Пере­наладка и модернизация производствен­ных линий зачастую была экономически невыгодна, что создавало тенденцию к длительному тиражированию одних и тех же серий сборных домов. Избыточная концентрация производственных мощно­стей привела к нецелесообразной пере­возке строительных изделий на сотни и даже тысячи километров, как это имело место при освоении отдаленных районов нефтяных и газовых месторождений. В данный момент, наоборот, наблюдается неоправданный отказ от сборного желе­зобетона, несмотря на наличие развитой производственной базы, использование которой не превышает 50%.

«СГ»: А что нам говорит о сборном строительстве зарубежный опыт?

А.Д.: Мировая практика показывает, что интерес к сборному строительству не снижается. Следует опровергнуть бытую­щее представление о доминирующем по­ложении монолитного бетона и железобе­тона в зарубежном строительстве. По дан­ным Международной организации по сборному железобетону (BIBM), в Европе действуют около восьми тысяч заводов сборного железобетона с численностью персонала порядка 200 тысяч человек. Го­довой оборот отрасли составляет 21 млрд евро, что больше, чем в отрасли производ­ства готовых бетонных смесей для моно­литного строительства. Например, Герма­ния производит ежегодно 32 млн кубоме­тров сборного железобетона, то есть поч­ти в полтора раза больше, чем в России. В Италии сборного железобетона произво­дится порядка 40 млн кубометров. В Фин­ляндии 97% многоэтажных и 38% малоэ­тажных жилых домов возводятся из желе­зобетона, в том числе на сборное строи­тельство приходится 70% многоэтажек и 40% малоэтажных домов. Для ограждаю­щих конструкций в этих странах приме­няются панели типа «сэндвич» с расчет­ной долговечностью 100 лет. Толщина пе­рекрытий из многопустотных панелей — 320-370 мм при повышенной звукоизоля­ции. Пустоты панелей перекрытий и по­крытий используются для подачи теплого воздуха для отопления помещений. Таким образом, сборный железобетон в миро­вом строительстве работает и продолжает развиваться. Это объясняется нескольки­ми обстоятельствами. Первое — в услови­ях стационарного производства намного легче обеспечить стабильное качество продукции через организацию поопера­ционного контроля, такое производство намного легче поддается автоматизации и даже роботизации. Второе — современ­ные полимерные материалы, применяе­мые для изготовления форм, позволяют существенно разнообразить виды изде­лий и варианты их архитектурной отдел­ки. Третье — применение химических до­бавок в бетон позволяет сократить или совсем отказаться от вибрирования бе­тонной смеси в целях ее уплотнения и по­следующей тепловой обработки для уско­рения набора прочности.

«СГ»: А какова ситуация в России?

А.Д.: Производство сборного железо­бетона у нас в стране составляет порядка 25 млн кубометров в год, из них предвари­тельно напряженных конструкций при­мерно 4 млн кубометров. Можно гово­рить о некотором росте производства сборного железобетона, на 4-6%, за по­следние годы. Есть примеры успешной модернизации производства сборного же­лезобетона, в частности, в Москве.


25 млн кубометров составляет годовое производство сборного железобетона в России


Цитата:

В прошлом году наш институт совместно с институтом ВНИИЖелезобетон разработал новую редакцию Свода правил «Производство сборных железобетонных конструкций и изделий» — СНиП 3.09.01, в котором представлен ряд инновационных технологий, в частности самонапряженный бетон