Зачем нужен госконтроль на рынке стройматериалов

Зачем нужен госконтроль на рынке стройматериалов

Зачем нужен госконтроль на рынке стройматериалов
Объемы фальсифицированной продукции на рынке стройматериалов приобретают масштабы национального бедствия: по подсчетам экспертов, участники этого теневого сообщества производят продукции на сумму не менее двух трлн рублей в год. Участники общественных слушаний, прошедших в Общественной палате, выступили с предложением вернуть госконтроль за качеством строительной продукции.

Контроль за качеством строительной продукции фактически не осуществляется на государственном уровне: с 1 июля 2021 года Росстандарт прекратил эту деятельность. В то же время в действующем законодательстве отсутствуют эффективные механизмы противодействия производителям подделок: нет даже самого определения – «фальсифицированная промышленная продукция», а предусмотренное наказание - несущественно.


«Общественный контроль – пока чуть ли не единственная возможность борьбы за качество», - отметил Дмитрий Зорин, Председатель EL-комитета ассоциации «Национальное объединение производителей строительный материалов» (НОПСМ). За 2021 год ассоциация осуществила мониторинг качества кабельно-проводниковой продукции в ряде российских городов, среди которых Екатеринбург, Тюмень, Челябинск, Нижний Новгород, Мурманск, Новосибирск, Кемерово и др. Были проведены контрольные закупки в крупных сетевых строительных магазинах, на строительных рынках и в отдельных торговых точках. Результаты экспертизы выявили несоответствие стандартам качества продукции в наибольшем объеме в Уральском и Сибирском федеральных округах, где доля фальсификата составила 77% и 68% соответственно. В Нижнем Новгороде объем выявленной некачественной продукции составил 39%, а в Мурманской области фальсификат обнаружен не был.
«По итогам проведенных проверок к продавцам такой продукции были поданы требования изъять поддельную продукцию из оборота, а также судебные иски», - рассказалДмитрий Зорин. Разницу в результатах проверки эксперт объясняет высокой конкуренцией в городах, где строительство идет активнее.

Более действенных мер на законодательном уровне пока не существует, в связи с чем эксперты предлагают ввести ряд мер по предотвращению производству, распространению и использованию продукции. Ранее с инициативой об усилении ответственности уже выступил Общественный совет при Минстрое, направив в ведомство предложение по введению административного и уголовного наказания за производство и продажу строительного фальсификата. Однако наиболее эффективным механизмом, способным в корне изменить ситуацию, эксперты считают восстановление государственного надзора за качеством строительных материалов. 

«Можно спорить, насколько эффективна была работа Росстандарта, но она была. Поэтому давайте восстановим понятный рынку инструмент и совместно займемся его совершенствованием», - заявил Дмитрий Зорин.