Спецтехника с интеллектом

Пресс-служба WorldSkills Russia
Машины для стройки тоже нуждаются в цифровизации

За последние 10 лет спецтехника, оснащенная цифровыми «помощниками», переместилась со стендов отраслевых выставок на стройплощадки, зарекомендовав себя с лучшей стороны. Чем же интеллектуальные системы так полюбились операторам и владельцам машин и как их использование влияет на эффективность рабочих процессов?

Цифровые технологии в производстве спецтехники дают возможность снизить количество ошибок при выполнении различных задач, автоматизировать многие процессы, сократить расходы на горюче-смазочные материалы и в целом существенно повысить производительность работ благодаря интерактивным системам, отслеживающим действия оператора и состояние машины в режиме реального времени.

«Цифра» в базе

Убедиться в этом можно на примере «умных» функций, которыми оснащена, например, техника Volvo Construction Equipment (СЕ). Первые цифровые модули CareTrack машины шведского бренда получили еще более 10 лет назад. Тогда система позволяла контролировать состояние только основных узлов и компонентов, сейчас же она превратилась в полноценного интеллектуального помощника, представленного даже в базовой комплектации. Теперь машины Volvo CE оснащаются также комплексом Co-Pilot, включающим в себя специализированные приложения Assist, предназначенные для техники различного назначения: от асфальтоукладчиков и экскаваторов до карьерных самосвалов.


Например, операторам асфальтоукладчиков помогает приложение Pave Assist, позволяющее производить укладку асфальта необходимой температуры и толщины, а также подсказывает, на каком участке требуется добавление материала, а на каком его нужно снять. Данные отображаются на планшете в кабине оператора, информация обновляется в режиме реального времени, что дает возможность быстро устранять возникающие проблемы и избегать повторной работы. Кроме того, все слои дорожной одежды получаются в строгом соответствии с проектом, тем самым устраняется риск перерасхода материалов и рабочего времени.

Операторам сочлененных самосвалов в качестве интеллектуального помощника доступно приложение Haul Assist, предупреждающее перегруз машины и призванное оптимизировать ее работу. А экскаваторы Volvo CE серии Е, которые скоро начнут поставляться в Россию, будут оснащены системой Co-Pilot с функцией Dig Assist. Она дает возможность осуществлять земляные работы с большей точностью за меньшее время.

Будущее наступает

«Интеллектуальные системы пользуются большим спросом у российских клиентов, — отмечает руководитель отдела послепродажного обслуживания Volvo CE в РФ и СНГ Олег Шельдешов. — Такие инновационные решения позволяют выполнять задачи быстро, эффективно и с наименьшими затратами, что очень важно для бизнеса».

Возьмем, к примеру, самосвал и экскаватор — центральные фигуры на стройплощадке. Если хотя бы одна из таких машин выйдет из строя, встанет вся производственная цепочка. Чтобы этого не случилось, надо понимать, как работает машина, в каких режимах, где могут возникнуть неисправности и как их предотвратить. Тот же Co-Pilot выступает одновременно в роли незаменимого помощника для оператора, механика и руководителя компании. Оператору система помогает работать более комфортно, быстро и безопасно, транслируя подсказки на 10-дюймовый интерфейс в кабине. Механику — следить за состоянием узлов и грамотно планировать проведение сервисных работ, предотвращая поломки. Владельцу бизнеса использование Co-Pilot дает возможность управлять эксплуатационными процессами, сокращать время производственных циклов, осуществлять диспетчеризацию парка техники, в целом повышать параметры производительности, нивелировать влияние человеческого фактора, а также реализовывать конкурентные преимущества за счет минимизации сроков работ и повышения их качества.

Появление подобных «умных» помощников — лишь промежуточный этап процесса цифровизации спецтехники. Сегодня компании-производители идут дальше, разрабатывая автономные решения для владельцев машин. На стройплощадках по всему миру успешно тестируется беспилотная техника, управление которой осуществляется оператором из диспетчерского центра. В России такие проекты пока выглядят фантастично, однако оборудование и технологии для их реализации уже находятся в процессе разработки. Осталось дело за малым — оценить опыт западных коллег и осознать новые масштабы экономии и повышения эффективности бизнеса, которые возможны с такими «умными» машинами.