Будет как новый

Будет как новый
Опыт комплексного восстановления объектов после аварий

Аварии в современном мире всегда на виду: ленты новостей пестрят сообщениями о пожарах, наводнениях, землетрясениях. Причин у аварий много, но результат, как правило, один и тот же — повреждение зданий и сооружений. Одна из самых распространенных причин аварий — пожары; только в 2020 году их было зарегистрировано в России около 440 тысяч. Невозможно исчислить урон, который они наносят обществу, потому что их жертвами нередко становятся люди. Но кроме людей страдают и строительные конструкции.

Обычно деревянное строение уничтожается полностью или становится практически непригодным для проживания. Железобетонные и стальные конструкции лучше сопротивляются воздействию огня, но и они получают повреждения различной степени. Обычно пожары и другие виды аварий достаточно подробно освещаются в СМИ, зачастую с разбором причин и ущерба — это важно для недопущения аварий в будущем. При этом остается открытым вопрос о дальнейшей судьбе пострадавших зданий и сооружений, который уже мало волнует общественность, но является важнейшим для собственников. Прежде всего их интересует, можно ли использовать объект по назначению в дальнейшем и какие работы должны быть проведены с этой целью. Для ответа на эти вопросы им лучше всего обратиться за помощью к специалистам, которые предложат комплексное решение. Например, АО «КТБ Железобетон», являющееся экспертом в данной области, предлагает решение, состоящее из нескольких частей, в том числе из обследования объекта для определения его состояния, проектирования ремонта или демонтажа с защитой проекта в экспертизе, последующего возведения новых конструкций или выполнения всех ремонтных работ со сдачей результата заказчику.

К примеру, недавно на первом этаже 12-этажного здания с двухэтажным стилобатом на улице Павлова в Москве на этапе отделочных работ произошел пожар. Были повреждены железобетонные пилоны и перекрытие, и здание могло обрушиться. Обследовав его, специалисты «КТБ Железобетон» пришли к выводу, что аварийные работы должны быть проведены в кратчайшие сроки, без изменения фасадов и откопки дополнительного котлована. В соответствии с разработанным ими проектом, пилоны усилены железобетонными обоймами сложной формы, а перекрытие заменено на поврежденном участке с раскреплением на этапе работ. В результате дом был сдан в срок без замечаний.

Оценка зданий или сооружений после аварии начинается с обследования строительных конструкций. Накопленный специалистами «КТБ Железобетон» и его партнерами опыт в таком обследовании позволяет достоверно установить, являются ли возникшие дефекты критичными для работы конструкций и существует ли опасность их обрушения. Специалисты-обследователи оценивают количество и объем поврежденных конструкций, изменение их прочностных и жесткостных свойств. Производятся визуальный осмотр, инструментальные исследования, для оценки прочности могут быть отобраны образцы для испытания в лаборатории. При этом нужно подчеркнуть, что этот этап является важнейшим, ведь по результатам обследования принимается решение по сносу или ремонту здания. Также на этом этапе собирается необходимая информация для проектирования усиления или реконструкции здания или сооружения.

Некачественно проведенное обследование ведет к неверным решениям и является опасным для жизни людей. Объем обследований должен быть достаточен для разработки проекта, поэтому наилучшее качество может быть достигнуто только в тесном контакте с проектировщиком. В случае привлечения к обследованию и проектированию разных фирм контроль работ возлагается на владельца здания, к чему он может быть не готов, но при этом вынужден брать ответственность на себя. Отсутствие комплексного подхода к обследованию зданий и сооружений и их последующему восстановлению дорого обходится владельцам зданий. Специалистам «КТБ Железобетон» неоднократно приходилось повторно проводить обследование после наспех проведенных работ. Некачественное или неполное обследование — потерянные деньги и время.

Дальнейшая судьба пострадавшего здания или сооружения зависит от качества проекта послеаварийных мероприятий, предусматривающего снос, частичный демонтаж, ремонт или реконструкцию объекта. Такой проект включает в себя мероприятия по безопасному производству работ и последующей безопасной эксплуатации зданий. Обрушение при производстве работ может привести к человеческим жертвам, поэтому в проекте должны быть предусмотрены все возможные ситуации, влияющие на прочность, устойчивость и безопасность объекта. Специалисты «КТБ Железобетон» не только проектируют временные распорные или распределяющие конструкции, но и рассматривают возможность их повторного использования или утилизации.

Проектирование может быть выполнено частями, с оперативной выдачей документации на строительную площадку. Такой подход позволяет существенно ускорить производство работ и обеспечить начало подготовительных работ уже на четвертый-пятый день после начала проектирования. При этом организация управления проектом в рамках общей задачи позволяет часть работ по проектированию вести параллельно с оформлением отчетов по обследованию — на уровне рабочего взаимодействия сотрудников.

Проектировщики «КТБ Железобетон» учитывают варианты, предусматривающие использование новых строительных материалов, линейка которых постоянно обновляется. При необходимости ими применяются новые виды материалов, к примеру, усиление углеволокном, разрабатываются инновационные решения. Так, разработанные решения по усилению вертикальных и горизонтальных конструкций углеволоконными лентами позволяют повысить несущую способность конструкций вдвое; такие решения были использованы в комплексе «Вивальди Плаза» в Москве. Оценка различных вариантов и поиск решения, оптимального с точки зрения стоимости, сроков выполнения и качества — главная задача проектирования.

После подготовки проекта необходимо качественно выполнить работы на объекте. В портфолио АО «КТБ Железобетон» есть выполненные проекты как по сохранению состояния (консервации) объектов, так и по демонтажу, а также, что особенно важно, по восстановлению объектов после аварийных воздействий. Восстановительные строительно-монтажные работы требуют высокой квалификации строителей и осуществляются при постоянном взаимодействии с проектной группой. Эти работы нередко производятся в стесненных условиях, зачастую без вывода из эксплуатации здания целиком, и направлены на реализацию сложных проектных решений, продиктованных требованиями бюджета и сроков. Например, на одном из объектов на Каширском шоссе в Москве для усиления опорной конструкции железобетонной обоймой потребовалось выполнить сварку стали толщиной 12-16 мм, что позволило обойтись без строительных работ на двух подземных этажах и дало существенную экономию времени и средств. Также важен опыт работы сотрудников «КТБ Железобетон» со специальными ремонтными материалами. Так, на объекте крупного застройщика в Москве потребовалось бетонировать конструкцию высотой более 4 м сверху через отверстия диаметром 50 мм, что невозможно при использовании обычного бетона.

Наибольший эффект при восстановлении зданий и сооружений после аварий достигается в случае привлечения организаций полного цикла, которые могут обеспечить весь цикл восстановительных работ. Каждый случай уникален, но накопленный такими организациями опыт позволяет тратить на решение вопросов существенно меньше времени. Пришла пора компаний полного цикла. В современном мире мы живем в окружении передовых технологий, цифрового подхода и оперативного реагирования на все вызовы. Группа компаний КТБ отработала все необходимые взаимодействия в рамках осуществления послеаварийных мероприятий и экспертизы конструкций и предлагает пакетные решения для таких случаев.

Справочно:

Конструкторско-технологическое бюро бетона и железобетона «КТБ Железобетон» ведет строительство объектов в качестве генерального подрядчика и осуществляет технический надзор заказчика. Преимуществом такой структуризации подразделений является возможность комплексного подхода к решению технических проблем партнеров «КТБ Железобетон» на всех этапах строительной деятельности.


Теги: