Кадровая стратегия

Кадровая стратегия

Кадровая стратегия Андрей Дядянин/ НОСТРОЙ
Вопросы подготовки отраслевых специалистов не остались «за кадром»

В своей первой, оперативной публикации («СГ» №49, с. 1-2), посвященной «стратегической кадровой сессии», организованной Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), мы не смогли рассказать обо всем интересном, что происходило на прошлой неделе в Великом Новгороде. В сегодняшнем номере «Стройгазета» постарается дать полную палитру идей, мнений, дискуссий и вообще атмосферы, в которой проходило мероприятие, особо сосредоточив свое внимание на тех выступлениях, которые вынужденно оказались «за кадром».

И здесь нельзя не остановиться на мнениях и чаяниях представителей региона, в котором проходило данное мероприятие. Так, министр образования Новгородской области Евгения Серебрякова рассказала о действующей в области стратегии развития среднего специального образования, в рамках которой восемь местных учебных заведений занимаются подготовкой будущих строителей. Обучение ведется по 20 направлениям, ежегодно колледжи и техникумы региона выпускают 1780 квалифицированных специалистов как традиционных специальностей, так и совершенно новых. При этом региональное министерство образования отслеживает потребности областного стройкомплекса в кадрах того или иного профиля и прикладывает усилия к тому, чтобы взаимодействие местных учебных заведений и работодателей было как можно более плотным. «В этом году, к примеру, на базе Новгородского строительного колледжа был открыт Центр по внедрению инновационных технологий информационного моделирования (ТИМ) в строительстве, — подчеркнула Евгения Серебрякова. — На сегодняшний день наша область — один из немногих регионов, где организовано обучение этой компетенции». Напомним, что губернатор Новгородской области Андрей Никитин, выступая на этой же стратегической сессии чуть раньше, отметил, что в ближайшие пять лет все объекты в регионе будут возводиться с применением ТИМ.

Далее ректор НИУ МГСУ Павел Акимов в своем онлайн-докладе «Непрерывное профессиональное образование: колледжи, вузы, ДПО» изложил пути решения проблем, стоящих сегодня как перед стройотраслью, так и перед профильными образовательными учреждениями. «Если говорить о насущных проблемах в целом, то одна из важнейших — дефицит квалифицированных кадров, соответствующих требованиям к строителям на современной стройке, — уточнил он. — В то же время перед российским стройкомплексом стоит важнейшая задача активного внедрения и широкого освоения технологических новаций, необходимость полной цифровизации строительной сферы, повышения научного потенциала отрасли и совершенствования нормативно-технической базы». В свою очередь, задача учебных заведений — привести в соответствие с потребностями отрасли образовательные программы строительного профиля. Зачастую образовательные учреждения являются также и научными центрами, поэтому необходимы актуализация научных приоритетов, развитие педагогических школ, трансфер результатов исследований в практику строительства.

Павел Акимов детально остановился на целях и задачах, поставленных перед созданным недавно на базе главного строительного университета страны отраслевым консорциумом «Строительство и архитектура», в который вошли все архитектурно-строительные вузы страны, Российская академия архитектуры и строительных наук, четыре профильных академических института и три крупнейших отраслевых профобъединения — НОСТРОЙ, НОПРИЗ и РСС. «План работ» консорциума сформирован по четким направлениям: «Аналитика», «Образование», «Наука и инновации», «Кадры», «Цифровизация» и «Сообщество».

Рассказал ректор МГСУ и о перспективах развития возглавляемого им «флагмана строительного образования России». В частности, о реализации в НИУ МГСУ стратегического проекта, связанного с подготовкой новых кадров для отрасли. Цель этого проекта — обеспечение архитектурно-строительного комплекса страны конкурентоспособными квалифицированными кадрами, совершенствование многоуровневой отраслевой системы непрерывного строительного образования. Проект призван решить такие вопросы, как обновление содержания и структуры образовательного процесса в соответствии с современными запросами, развитие системы предпрофессиональной подготовки, увеличение доли целевой подготовки обучающихся, подразумевающей активное участие работодателей в подготовке кадров, развитие системы опережающего дополнительного образования, учитывающей динамический прогноз потребностей отрасли.

Об успешной работе Новгородского строительного колледжа, в стенах которого и проходило мероприятие, в деле подготовки отраслевых кадров в целом и об активном вовлечении колледжа в орбиту движения WorldSkills в частности собравшимся подробно рассказала директор учебного заведения Ольга Халепо. Следом с интересным докладом о внесении изменений в образовательные стандарты по рабочим профессиям и специальностям выступила начальник Центра содержания и оценки качества (ЦСОК) Института развития профессионального образования (ИРПО) Светлана Наумова. ЦСОК занимается экспертно-методическим сопровождением обновления содержания среднего профессионального образования (СПО). Среди ключевых целей ЦСОК — разработка и актуализация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) СПО, ведение реестра примерных основных образовательных программ СПО, сопровождение деятельности федеральных и региональных учебно-методических объединений, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, в том числе в части развития системы оценки качества подготовки кадров в СПО. Перед центром стоит важнейшая задача по постоянному обновлению содержания и технологий профессионального образования и обучения в соответствии с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников, с развитием технологий. В рамках этой работы ЦСОК необходимо провести актуализацию существующих и подготовить новые ФГОС СПО по новому макету, сформировать концептуальные подходы к созданию, использованию и обновлению учебников и учебных изданий, используемых в колледжах. Разработанный новый макет ФГОС СПО предусматривает, к примеру, введение широкой квалификации, изменение структуры программы, уменьшение сроков обучения, введение цифрового модуля по всем профессиям и специальностям («цифровизация профессий»), освоение основ бережливого производства, финансовой грамотности.

Своим опытом с участниками стратегической сессии поделился и председатель Экспертного совета НОСТРОЙ, генеральный директор СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов, который на примере реализуемоего саморегуляторами проекта «Из школы в профессию» рассказал о практике профориентационной работы в Северной столице. Предпосылки к разработке и развитию такого проекта были вполне очевидны: дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров в стройотрасли, недостаточная активность работы вузов города по вовлечению молодежи в профессию, слабая информированность школьников о процессах строительства, проектирования, отсутствие системной и согласованной работы по популяризации строительных профессий. Поэтому проект предусматривал такие цели и задачи, как объединение усилий вузов, учебных заведений СПО, школ и профессионального сообщества для создания целой системы профориентационной работы, повышение престижа строительных профессий, расширение общего и профессионального кругозора выпускников школ, привлечение старшеклассников к практической деятельности в области проектирования и строительства.

Примечательно, что в рамках проекта проводятся неформальные соревнования среди школьников-«неофитов». Например, конкурс «Макаронный строитель», когда конкурсантам предлагается из макарон (обязательно из твердых сортов пшеницы) и пластилина построить некий объект. Победителем становится построивший самое интересное «макаронное» здание или сооружение. Надо отметить, что реализация мероприятий в рамках этого питерского проекта дает ощутимый результат: значительная часть школьников, охваченных ими, связали или собираются связать свое будущее со строительством.

Ирек Файзуллин, глава Минстроя России:

Файзуллин ИЭ.jpg

«Сегодня стройкомплекс требует особого внимания и особых кадров. Наша общая задача — повысить производительность труда и уровень комплектации стройплощадок квалифицированными специалистами, особенно в условиях, когда сейчас происходят большие изменения в отраслевой нормативной базе»

Антон Глушков, президент НОСТРОЙ:

глушков.jpg

«Система саморегулирования должна стать той базой, которая позволит обеспечить связь работодателя с учебными заведениями. В наших рядах ни много ни мало 97 тыс. стройкомпаний. Все они заинтересованы в поиске квалифицированных кадров. Думаю, что эту работу нам нужно хорошо отладить и организовать по всей стране»



Теги: