О принципах застройки ТиНАО, наиболее интересных проектах и планах «Стройгазете» рассказал глава Департамента развития новых территорий Москвы Владимир ЖИДКИН.
«СГ»: Владимир Федорович, с какими результатами Новая Москва закончила 2021 год?
Владимир Жидкин: Прошлый год для Новой Москвы стал рекордным: в ТиНАО было введено почти 4,2 млн кв. метров недвижимости, в том числе около 2,9 млн «квадратов» жилья в многоквартирных домах и почти 670 тыс. — частных домовладений. Кроме того, около 600 тыс. кв. метров пришлось на коммерческие и промышленные объекты.
«СГ»: Какова вообще структура застройки Новой Москвы? Достаточно ли в новых жилых районах объектов социальной инфраструктуры?
В.Ж.: Начиная с 2012 года, когда новые округа только вошли в состав Москвы, в основу развития территорий были положены принципы комплексности и самодостаточности. Эта концепция предусматривает размещение на одной площадке с жильем всей необходимой для новоселов инфраструктуры и сервисов. Конечно, это требует дополнительного строительства и больших затрат. Вместе с тем, такой подход позволяет создавать городскую среду более высокого качества, способную конкурировать по комфорту со многими районами старой Москвы. Именно поэтому мы наблюдаем высокий спрос на жилье в ТиНАО со стороны москвичей.
Всего же с момента присоединения округов мы построили здесь около сотни социальных объектов, 22 из которых — в прошлом году. К 2025 году темпы инфраструктурного строительства в новых округах планируем увеличить и сдать еще 104 здания для социальных учреждений.
«СГ»: Предполагает ли упомянутый вами принцип комплексности возведение коммерческой недвижимости?
В.Ж.: Безусловно, создание комфортных условий жизни для горожан предусматривает, в том числе, и создание рабочих мест рядом с местами проживания. Их ежегодный прирост как нельзя лучше характеризует основные векторы социально-экономического развития новых территорий. Новые работники и специалисты требуются практически во всех сферах, любой человек найдет себе здесь достойное применение. Подчеркну, что всего с 2012 года в ТиНАО уже построено и введено свыше 5 млн кв. метров коммерческих площадей, что позволило обеспечить работой 267 тыс. человек. Такие темпы ввода нежилых площадей, создания новых рабочих мест подтверждают обоснованность нашей стратегической задачи — к 2035 году располагать миллионом рабочих мест.
«СГ»: Одной из таких точек роста деловой активности должен стать административно-деловой центр (АДЦ) в Коммунарке. Как реализуется этот проект?
В.Ж.: Действительно, к 2030 году здесь появится новый центр деловой активности — настоящий «Сити». На участке площадью 550 гектаров в Коммунарке предполагается возвести 7,3 млн кв. метров недвижимости: 1,2 млн «квадратов» жилья и 6,1 млн — общественно-деловой застройки. Помимо этого, здесь появятся объекты социальной и образовательной инфраструктуры.
Отмечу, что по застройке этой территории к настоящему времени уже разыграно несколько лотов. Планируем в ближайшие 2-3 года здесь построить до 800 тыс. кв. метров жилья и офисов, спортивный комплекс, школу и два детских сада, достроить больницу.
Конечно, параллельно с этим будут строиться дороги и подъездные пути к деловому центру. Помимо проездов на самой территории АДЦ, в наших планах построить эстакаду через Калужское шоссе, чтобы заезжать в Коммунарку напрямую с него.
«СГ»: Расскажите о реализации программы реновации в ТиНАО.
В.Ж.: Всего в программу реновации в новых округах вошел 251 дом — 8621 квартира. К настоящему времени для переселенцев программы реновации уже построены и введены в эксплуатацию семь домов площадью около 70 тыс. кв. метров. Рассчитываем, что в этом году объемы ввода существенно вырастут, планируется ввести 176 тыс. «квадратов» — это 19 новых жилых домов.
Таким образом, к концу этого года половина программы реновации будет уже выполнена, а набранные темпы строительства позволят завершить переселение участников программы до 2024 года.
«СГ»: Такой объем строительства требует активного транспортного развития территорий. Каковы планы по строительству дорог и метро в ТиНАО?
В.Ж.: С момента присоединения на территории новых округов построено около 315 км дорог, а также 59 различных транспортных сооружений и 39 пешеходных переходов. Более того, в ближайшие три года планируется построить и реконструировать еще около 185 км дорог — в результате общая протяженность дорог ТиНАО составит 515 км. По мнению экспертов и специалистов, такая протяженность позволит обеспечить качественную транспортную доступность территории ТиНАО. Однако это не означает, что дорожное строительство не продолжится в будущем. Кстати, стоит заметить, что и сегодня реконструируются и строятся не только скоростные вылетные магистрали, но и районные дороги, а также уличная сеть внутри населенных пунктов. Не менее важной мы считаем и работу по строительству подъездных дорог к отдельным деревням, поселкам и дачным товариществам — не секрет, что для местных жителей это нередко единственная возможность выехать.
Продолжая тему транспортного развития округов, подчеркну особо: помимо автодорог, активно строится также и метро — на сегодняшний день в ТиНАО открыты уже 8 станций подземки, а в ближайшие шесть лет планируется ввести в действие еще 13 станций на разных линиях. Напомню, сегодня уже строятся новая Троицкая линия, участки Сокольнической ветки и Солнцевского радиуса. Таким образом, с одной стороны, Новая Москва получит прямую и быструю связь с центральной частью города, а с другой — откроет доступ к знаковым объектам и районам развития.
«СГ»: Скажите, что дает строительство метро для развития Новой Москвы?
В.Ж.: Строительство любой транспортной инфраструктуры служит триггером к развитию прилегающих районов, ведь повышается доступность возводимых там объектов, удобство пользования ими, а также их капитализация. Такой сценарий привлекает инвесторов, которые вкладывают значительные средства в развитие территорий.
Например, после продления Сокольнической линии метро в Коммунарку импульс к росту получили поселения Московский, Сосенское и сам поселок Коммунарка. За последние два года здесь построили 2,2 млн кв. метров жилья, в том числе около 90 тыс. «квадратов» по реновации. Вместе с жильем были также построены 16 объектов социальной инфраструктуры, в том числе девять детских садов, шесть школ и одна поликлиника.
«СГ»: А насколько Новая Москва привлекательна для инвесторов?
В.Ж.: Сегодня присоединенные территории являются наиболее динамично и активно развивающимися районами Москвы. Это обусловлено наличием здесь свободных участков под самые разные проекты, активным строительством дорог, метро и инженерной инфраструктуры. Все это привлекает инвестиции, причем не только российские, но и зарубежные.
Отмечу, что к десятилетнему юбилею присоединения новых территорий, а он будет праздноваться летом, инвестиции в развитие Новой Москвы, по нашим предположениям, преодолеют отметку в 2,8 трлн рублей. Ожидаем, что до 2035 года общий объем вложений будет порядка 7 трлн рублей, причем инвестиции из этих средств в жилье составят только 2,8 трлн. Сопоставимые объемы средств будут направлены также и на создание коммерческой недвижимости — 2,23 трлн рублей, при этом основная часть средств будет вложена частным бизнесом.
«СГ»: В последние годы особое значение приобрело медицинское строительство. Поделитесь планами по возведению больниц и поликлиник в ТиНАО.
В.Ж.: Безусловно, медицинскому строительству мы уделяем особое внимание. И дело даже не в пандемии коронавируса. Создание плотной сети поликлиник и станций скорой помощи как в уже сложившихся районах, так и в планируемых к строительству, позволит значительно улучшить качество медицинского обслуживания жителей новых округов. Так, в Генплане развития Новой Москвы до конца 2035 года заложено строительство 125 объектов здравоохранения, и мы эту задачу последовательно и планомерно решаем.
При этом здесь строятся как районные поликлиники, так и многопрофильные медицинские центры мирового уровня. Продолжая тему инвестиций, хочу заметить, что больше половины этих объектов инвесторы возведут за свой счет, но при создании полноценных и комфортных жилых городских районов.
«СГ»: Ранее обсуждались планы создания в Новой Москве сафари-парка. В какой стадии этот проект?
В.Ж.: Это, действительно, очень масштабный, сложный и перспективный проект, который требует серьезных инвестиций и продуманной на длительный период финансовой модели. К сожалению, на сегодня нет инвесторов, готовых приступить к его реализации. При этом мы со своей стороны сделали шаг к созданию такого парка — зарезервировали неподалеку от административно-делового центра в Коммунарке земельный участок площадью до 500-600 гектаров.
Идея отличная, и, я уверен, появление сафари-парка в Новой Москве — лишь вопрос времени.
«СГ»: Еще один мегапроект — строительство уникального и самого крупного в России музейного фондохранилища в Новой Москве. Владимир Федорович, расскажите, пожалуйста, о его реализации.
В.Ж.: Это будет уникальный комплекс с оригинальной архитектурой и передовым техническим оснащением. Всего здесь разместятся фонды 19 московских городских и четырех федеральных музеев, в том числе Государственного исторического музея и Третьяковской галереи.
Согласно концепции, комплекс будет состоять из пяти зданий: четыре здания отведут для коллекций федеральных музеев и одно — для музеев столичных. Все эти корпуса будут объединены единым стилобатом. Помимо зоны хранения экспонатов, экспозиционных пространств и торговых галерей здесь планируется обустроить залы для проведения лекций, выступлений и другие общественные площадки. Таким образом, в Новой Москве появится не просто фондохранилище или музей, а настоящий центр культурной и общественной жизни общероссийского масштаба.
В этом году завершится проектирование комплекса и начнется строительство, которое должно быть закончено до конца 2023 года.
4,2 млн «квадратов» новой недвижимости появилось в Новой Москве в 2021 году
Номер публикации: №02 21.01.2022