ПРОВЕРИТЬ ГАРМОНИЮ ЗАКОНОМ

ПРОВЕРИТЬ ГАРМОНИЮ ЗАКОНОМ

Должность председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в современном виде появилась лишь в 2012 году. До этого пост председателя Москомархитектуры, главного архитектора города Москвы, с 1996 по 2012 год бессменно занимал Александр Кузьмин. В августе 2012 года произошло разделение: мэр Москвы Сергей Собянин назначил председателем Москомархитектуры Андрея Антипова, а главным архитектором города Москвы — первого заместителя председателя Москомархитектуры Сергея Кузнецова. В мае 2014 года Москомархитектуру возглавила Юлиана Княжевская. Принято считать, что первый год работы — самый сложный: становятся видны «болевые точки», намечаются новые направления работы, становится понятен стиль руководства. Корреспондент «Строительной газеты» встретилась с Юлианой Княжевской в официально нерабочую субботу. И неожиданно для себя выяснила, что в офисе на Маяковской даже в субботу полно народа.

«СГ»: В 2012 году Москомархитектура стала «двухголовой», зачем это было сделано?

Юлиана Княжевская: До августа 2012 года должность председателя Москомархитектуры и главного архитектора занимал один человек, Александр Викторович Кузьмин — мой учитель, человек, которого можно назвать «человек-эпоха», последний из могикан».

Он, как выдающийся архитектор и отличный управленец, прекрасно совмещал данные должности. Однако время изменилось. Получили широкое распространение и развитие информационные технологии, значительно увеличился объем поступающей информации, потребовалось увеличить скорость рассмотрения вопросов и принятия решений.

В целях повышения эффективности работы Москомархитектуры в новых реалиях Сергеем Семеновичем и Маратом Шакирзяновичем было принято решение разделить должности председателя Москомархитектуры и главного архитектора.

«СГ»: А как разделились обязанности?

Ю.К.: Работа главного архитектора города Москвы имеет творческий характер и направлена на сохранение исторического своеобразия города, дальнейшее развитие его архитектурного облика, создание комфортной городской среды и обеспечение благоприятных условий для жизни жителей Москвы. Задача же председателя Москомархитектуры — обеспечить реализацию указанных мероприятий в соответствии с действующим законодательством, сделать так, чтобы творческий замысел был воплощен в жизнь.

«СГ»: То есть вы — боец невидимого фронта?

Ю.К.: В чем-то да. Моя работа рутинная, нудная, кропотливая. Но по образованию я юрист и привыкла к рутинной и «правильной» работе.

«СГ»: Но без этой рутинной работы может остановиться весь строительный процесс.

Ю.К.: Стройкомплекс можно сравнить с часовым механизмом, где Москомархитектура, наряду с другими ведомствами, является одной из его составных частей. При этом Москомархитектура обеспечивает разработку и принятие большого количества градостроительных документов: генерального плана города Москвы, правил землепользования и застройки, проектов планировки, градостроительных планов земельных участков, свидетельств об утверждении архитектурно-градостроительных решений и др. Без данных документов может быть нарушена либо затруднена работа всего стройкомплекса (например: до получения ГПЗУ нельзя получить разрешение на строительство). В то же время, для принятия данных документов необходимо осуществление целого ряда предусмотренных законодательством процедур.

«СГ»: Сегодня в стройкомплексе ведется работа по уменьшению количества согласований. Что делает Москомархитектура в этом направлении?

Ю.К.: Основной постулат нашей работы прост: Градостроительными кодексами РФ и  города Москвы и другими нормативными правовыми актами РФ и города Москвы предусмотрен исчерпывающий перечень процедур, осуществляемых в сфере градостроительства. Соответственно, не допускается требовать от заявителя дополнительные документы и согласования.

Когда я только заняла должность председателя Москомархитектуры, выяснилось, что отдельные процессы в Москомархитектуре шли как «исторически сложившиеся с 1990-х годов». При этом они часто не соответствовали современным реалиям, не были предусмотрены действующими нормативными документами.

В целях оптимизации работы Москомархитектуры была разработана дорожная карта. В течение прошедшего года были выработаны пути устранения данных «атавизмов» и пути придания им «правовой оболочки».

«СГ»: Есть ли примеры результатов этой работы?

Ю.К.: Долгое время Москомархитектурой осуществлялось согласование документа, именуемого СПОЗУ (схема планировочной организации земельного участка). При этом заявителю часто приходилось обращаться в Москомархитектуру несколько раз, так как различными вопросами (инженерия, улично-дорожная сеть и т.д.) занимаются разные управления Москомархитектуры.

Согласование данного вида документации нормативно-правовыми актами РФ и города Москвы не предусмотрено, но, в то же время, оно позволяет в значительной мере сократить риск повреждения инженерных коммуникаций при строительстве объектов и риск выхода за границы красных линий улично-дорожной сети. В целях разрешения данной дилеммы Москомархитектура совместно с ГУП г. Москвы «Мосгоргеотрест» (далее — Мосгоргеотрест) выработали определенную схему действий.

Постановлением правительства РФ от 30.04.2014 №403 был утвержден исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства. По инициативе города Москвы в данный перечень была включена процедура «Предоставление заключения о соответствии проектной документации сводному плану подземных коммуникаций и сооружений» (прохождение данной процедуры необходимо для получения в дальнейшем ордера ОАТИ).

Для получения данного заключения заявитель обращается с запросом и необходимым комплектом документов в Мосгоргеотрест. При необходимости получения актуальной информации (в том числе, о наложении объекта на существующие красные линии улично-дорожной сети) Мосгоргеотрест делает запрос в Москомархитектуру в рамках межведомственного информационного взаимодействия. Уполномоченные управления Москомархитектуры изучают полученные материалы и направляют информацию в Мосгоргеотрест (без каких-либо дополнительных обращений со стороны правообладателя). Мосгоргеотрест, в свою очередь, учитывает полученную от Москомархитектуры информацию при выдаче своего заключения. Таким образом, мы решили сразу две задачи: облекли «устаревшую процедуру» в актуальную и законную форму и сократили количество административных барьеров.

Кроме того, Москомархитектура проводит активную работу по переводу имеющихся активных материалов в электронный вид. В настоящее время закончен перевод в электронный вид архива проектной документации, на очереди — документация по высотным отметкам и поперечным профилям объектов улично-дорожной сети.

Есть и другой пример. В городе Москве с 1996 года существует такой документ, как «Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения». Долгое время данный документ являлся этакой «фишкой Москвы» и не был должным образом закреплен федеральными нормативно-правовыми актами. Однако значимость данного документа для Москвы, как города с богатой историей и прекрасной архитектурой, тяжело переоценить, ведь бесконтрольная, с архитектурной точки зрения, застройка может крайне негативно сказаться на облике нашего города. Понимая всю важность данного вопроса, Москомархитектура вместе с другими органами исполнительной власти города Москвы всегда отстаивала на федеральном уровне необходимость официального закрепления данной процедуры, в том числе и на федеральном уровне. Так, постепенно, данная процедура получила закрепление сначала в законе г. Москвы от 25.06.2008 г. №28 «Градостроительный кодекс города Москвы», а затем и на федеральном уровне — в упоминавшемся ранее исчерпывающем перечне, утвержденном постановлением правительства РФ от 30.04.2014 №403. Включение свидетельства об утверждении АГР в указанный перечень — огромная победа для всего стройкомплекса и города Москвы в целом.

«СГ»: Сегодня московское правительство взяло курс на то, что документооборот должен постепенно переводиться в электронный вид,  все госуслуги осуществляться в режиме «одного окна». Вы идете по этому пути?

Ю.К.: Как сказал один известный экономист, «вся экономия, в конечном счете, сводится к экономии времени».

А по нашей статистике, с момента начала работы в режиме «одного окна»  скорость подготовки документов, являющихся результатом предоставления указанных государственных услуг, увеличилась на 30 %.

Концепция «одного окна» является весьма удобной для заявителей. Есть четкий порядок, установленный правовыми актами. Заявителю нужно просто подать установленный пакет документов в «одно окно», а затем просто прийти за документом, являющимся результатом оказания государственной услуги. Все внутренние технологические процессы осуществляются структурными подразделениями Москомархитектуры самостоятельно, заявитель не должен «ходить по этажам» и искать уполномоченных лиц.

Москомархитектура оказывает пять государственных услуг: «Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков» в городе Москве», «Подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства в городе Москве», «Оформление Паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве», «Согласование дизайн-проекта размещения вывески», «Предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы». Все указанные услуги предоставляются в режиме «одного окна».

В настоящее время исключительно в электронном виде (через портал государственных услуг города Москвы) предоставляются следующие услуги: «Согласование дизайн-проекта размещения вывески», «Подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства»  по объектам капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется за счет средств бюджета города Москвы, «Оформление Паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве» по объектам капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется за счет средств бюджета города Москвы.

Форма предоставления остальных государственных услуг (личное обращение в службу «одного окна» Москомархитектуры либо обращение через портал государственных услуг) выбирается заявителем при подаче запроса на предоставление государственной услуги.

К 1 января 2016 года планируется полностью перевести оказание государственных услуг «Подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков в городе Москве» и «Подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства» в электронный вид.

Преимущества современных технологий, на мой взгляд, очевидны. Заявитель не должен посещать орган исполнительной власти, стоять в очередях и тратить свое время. Все, что ему нужно сделать — создать личный кабинет на портале государственных услуг, направить запрос и необходимые документы в электронном виде. При желании заявитель может получить документ, являющийся результатом предоставления государственной услуги, также в электронном виде. Дополнительное преимущество данной системы состоит в том, что заявитель может не прикреплять к запросу документы, которые имеются в распоряжении каких-либо органов государственной власти. В настоящее время налажена и активно используется система межведомственного информационного взаимодействия между органами власти. Так, например, получив в Москомархитектуре ГПЗУ, заявитель не обязан прикладывать его к запросу на получение разрешения на строительство. Мосгосстройнадзор в данном случае получит ГПЗУ через так называемый базовый регистр (информационный ресурс в электронном виде, представляющий собой совокупность сведений и информации об их источниках, необходимый органам исполнительной власти города Москвы, организациям для предоставления государственных услуг).

Кроме того, Москомархитектура является оператором интегрированной автоматизированной информационной системой обеспечения градостроительной деятельности г. Москвы (ИАИС ОГД). Эта система значительно ускоряет и упрощает межведомственное взаимодействие как внутри стройкомплекса, так и взаимодействие между органами государственной власти города Москвы в целом.

В настоящее время в ИАИС ОГД содержится более  143 тыс. документов.

Пользователями ИАИС ОГД являются более 160 органов исполнительной власти города Москвы и городских организаций.

«СГ»: Какие направления работы были наиболее актуальными в 2015 году?

Ю.К.: В 2012 году, после присоединения к Москве новых территорий, правительством Москвы было принято решение о разработке территориальных схем развития Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы. Данные схемы определяют основные показатели и направления планируемого развития ТиНАО и закладывают необходимые транспортные коридоры. В целях разработки данных схем была проделана огромная работа и вот в феврале-марте 2015 года Москомархитектурой, совместно с другими органами исполнительной власти города Москвы, было обеспечено проведение публичных слушаний по данным схемам на всей территории ТиНАО (в 19 поселениях и 2 городских округах). В сентябре — начале октября доработанные по итогам публичных слушаний территориальные схемы будут окончательно согласованы.

Кроме того, в этом году Москомархитектурой утверждено более 40 проектов планировки территории, что почти в 3 раза больше, чем за аналогичный период в прошлом году. Проект планировки в настоящее время является основным инструментом, позволяющим реализовывать масштабные проекты по развитию территории, строительству транспортно-пересадочных узлов, размещению линейных объектов (автомобильных дорог, линий метро, инженерных сетей и т.д.) Кроме того, 360 проектов планировки территории в настоящее время находятся в разработке.

Мы также утвердили более 1950 градостроительных планов земельных участков, предназначенных, в том числе, и для строительства объектов за счет средств бюджета города Москвы (школы, детские сады, поликлиники и т.д.).

Кроме того, в разработке находятся 2 территориальных схемы развития территории, прилегающей к Московской кольцевой автомобильной дороге МКАД (Северное и Южное полукольцо).

«СГ»: Какие  задачи предстоит решать Москомархитектуре в ближайшее время?

Ю.К.: Сейчас главная стратегическая задача — принятие генерального плана и правил землепользования и застройки, в том числе на территории Новой Москвы. Данные документы позволят в значительной степени оптимизировать деятельность в сфере градостроительства. В настоящее время на выполнение данной задачи брошены практически все силы. После принятия указанных документов все виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства на присоединенной территории будут закреплены в ПЗЗ. Все, что будет нужно сделать заявителю для получения ГПЗУ, — направить в Москомархитектуру запрос. В ответ он получит заполненный на основании ПЗЗ ГПЗУ (фактически — выписку из ПЗЗ).

«СГ»: Должность руководителя комитета не выглядит женской. Вам трудно работать?

Ю.К.: Нет, я чувствую себя комфортно. Наверное, я разбавляю мужскую компанию в стройкомплексе. Но оценивается все равно профессионализм, и никакой поблажки ждать от коллег не приходится. А к трудностям я привыкла. У меня десятилетний опыт работы в судебной системе. Это  отличный опыт и закалка.

А потом,  у нас в Москомархитектуре замечательная команда —  уникальные профессионалы, которые могут оперативно решать самые сложные задачи. Мы вместе справляемся со всеми трудностями.

«СГ»: Устаете?

Ю.К.: Когда усталость накапливается, иногда я беру день отдыха. Но чаще работаю без выходных с восьми утра и зачастую до одиннадцати вечера. Для меня это норма. Честно сказать, у меня действительно высокая работоспособность. Некоторые коллеги в шутку даже сравнивают меня с роботом. Но такой рабочий ритм не отменяет моих домашних дел и обязанностей. У меня есть семья, сын. Сейчас он учится в гимназии. И он хочет быть юристом, закончить тот же самый вуз, что и я. А когда у меня есть минутка, я играю на фортепиано. У меня есть инструмент и дома, и тут, в комитете. Так я восстанавливаю силы.

Оксана САМБОРСКАЯ