Возвращение БАМа

Ветераны строительства Байкало-Амурской магистрали Дождались возрождения дороги

Байкало-Амурская магистраль была одним из самых крупных строительных проектов советской эпохи. 27 октября 1984 года было уложено знаменитое «золотое звено» и состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всему БАМу. За время строительства магистрали уложено 4,3 тыс. км стальных путей.

Однако после распада СССР БАМ пятнадцать лет пребывал в забвении, перемены наступили лишь в 2000-х. Можно сказать, что магистраль переживает второе рождение. В рамках «Стратегии социально-экономического развития России до 2030 года» («Стратегии-2030») планируется унифицировать специализацию БАМа для пропуска тяжеловесных поездов. Сегодня магистраль работает на пределе своей пропускной способности (15 млн тонн в год). Для того чтобы увеличить ее до 40-50 млн тонн в год, необходима масштабная реконструкция. Объем инвестиций в дорогу составит около 400 млрд рублей. Для увеличения объема грузоперевозок на БАМе возводятся двухпутные вставки и дополнительные разъезды.

Путевка в жизнь

Генеральный директор Мостоотряда №43 Петр Майстренко — один из тех, кто начинал строить БАМ. После школы окончил Киевский техникум транспортного строительства по специальности «Мосты и другие искусственные сооружения». Отслужив в армии, отправился на БАМ. В Тынде Майстренко поступил мастером в Мостоотряд №43. «Жили в вагончиках и сборно-щитовых бараках, — вспоминает он. — Об удобствах особо не пеклись. Все устраивало. Все было здорово!» 

410 PICT48831 (2).jpg

Разумеется, самым важным и интересным на БАМе были для Петра Майстренко мосты. Магистраль пересекает одиннадцать крупных рек, на ней построено 2230 больших и малых мостов. И для мостостроителя первый мост, как первая любовь, запоминается навсегда. Для молодого мастера Майстренко таким событием стало возведение моста через реку Унаха. «Это был металлический мост в три пролета, по сорок пять метров каждый, — рассказывает Петр Владимирович. — На нем я на практике познавал азы мостостроения».

«В ходе строительства всем бамовцам приходилось многому учиться, осваивать смежные специальности, — вспоминает Петр Владимирович. — И на все у нас хватало сил и времени. Мы и не заметили, как через 15 лет завершилось грандиозное строительство».

БАМ-2

Однако после распада СССР на БАМе наступили трудные времена. Участники строительства тяжело переживали кризис.

«Конечно, были шок, боль и разочарование, — рассказывает Петр Майстренко. — Многие уехали, и Тында сразу опустела. Но были и те, кто верил, что БАМ будет все-таки востребован».

«Возрождение БАМа началось с возобновления работ на железнодорожной линии «Беркакит—Томмот—Якутск» протяженностью почти 900 километров», — вспоминает Майстренко. Возобновил работу и Мостоотряд №43. С генеральным подрядчиком — инжиниринговой корпорацией «Транстрой» — был заключен договор на строительство и реконструкцию мостов на якутской ветке БАМа. За восемь лет Мостоотряд №43 построил на этой железнодорожной линии 32 моста и водопропускные железобетонные трубы большого диаметра. «Благодаря этой стройке, мы достаточно окрепли, — говорит генеральный директор, — что дало возможность одновременно выйти на строительство мостов подъездного железнодорожного пути к Эльгинскому месторождению угля».

Мостоотряд №43 работает сейчас на тех объектах, которые возводил еще 40 лет назад. В прошлом году сдали 4 моста и 3 водопропускные трубы. В этом году предстоит реконструировать и отремонтировать уже 19 мостов и 9 железобетонных и гофрированных труб. Только в Тындинском районе строительная компания обновляет сразу четыре моста. Самым крупным объектом этого года станет мост через реку Тынду в городской черте столицы БАМа, состоящий из пяти пролетов, по схеме 6+3х45+6 м.

«Как идет сегодня строительство?» — задаю вопрос. «Условия нормальные, — отвечает «генеральный». — Грех жаловаться, заказчик платит вовремя. Но отмечу два негативных фактора. Это непомерное количество исполнительной документации, которое отвлекает квалифицированных специалистов от настоящей живой работы, и снижение максимально допустимых нагрузок на ось автотранспорта, что усложняет и сдерживает перевозку грузов для строительства удаленных объектов».

Прошу моего собеседника назвать ветеранов БАМа, которые продолжают работать в Мостоотряде-43. Генеральный директор охотно и не без гордости называет имена своих коллег-соратников: начальник участка С. П. Богдашевский; работники техотдела: Л. Д. Горючкина, Л. А. Калиновская, Т. И. Рыбалко; монтажники: В. В. Петухов, В. А. Осипчук; механизаторы: П. К. Мигловец, В. А. Романов, А. К. Шперчук, С. П. Гнидин.