Уникальный 10-метровый тоннелепроходческий комплекс строит метро в Москве

Уникальный 10-метровый тоннелепроходческий комплекс строит метро в Москве

Уникальный 10-метровый тоннелепроходческий комплекс строит метро в Москве

Впервые в истории Московского метрополитена строительство тоннеля ведется при помощи щита диаметром более 10 метров. В таком тоннеле поедут сразу два поезда метро, а на станциях запроектирована не одна, а две платформы, которые расположатся по бокам.

Тоннелепроходческий механизированный комплекс (ТПМК) «Лилия» стартовал 29 декабря 2016 года от переходной камеры за станцией «Косино» Кожуховской линии.

«Это знаковое событие в метростроении, — отметил на церемонии запуска ТПМК заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Теперь московское метро будет строить щит диаметром более 10 метров — размером фактически с полноценное трехэтажное здание! Это новые технологии, которые раньше в Москве не применялись».

Размеры нового ТПМК действительно впечатляют. Длина составляет 66 метров, вес — более 1400 тонн. Самой тяжелой частью щита является ротор, вес которого 156 тонн. На обслуживании комплекса занята бригада из 49 человек в каждую смену.

Тоннелепроходческий комплекс изготовлен одним из самых авторитетных мировых производителей подобной техники — фирмой Herrenknecht AG (Германия). На его создание специалистам потребовался почти год. Еще около месяца заняла сборка ТПМК в Москве.

К настоящему времени пусконаладочные работы полностью завершены, и щит выходит на плановую мощность проходки. По расчетам специалистов, геологические условия Москвы позволят комплексу двигаться со средней скоростью 350-400 погонных метров в месяц.

Новый щит строит тоннели большого диаметра — так называемые двухпутные тоннели. В них проложат сразу два пути, и поезда будут ехать навстречу друг другу, а пассажирские платформы расположатся по бокам (так называемые береговые станции). Традиционно при строительстве метро в Москве используются 6-метровые ТПМК, они прокладывают однопутные тоннели.

Как поясняют в столичном Стройкомплексе, строительство метро по новой технологии, 10-метровым щитом, позволяет возводить линии и станции быстрее, а также дает экономическую выгоду.

ZIL_2340.jpg

Проходка одного большого тоннеля требует меньшего количества занятых на строительстве людей. Кроме того, отсутствует необходимость строительства притоннельных сооружений, межтоннельных технических сбоек, проведения работ по организации перехода из одного тоннеля в другой (сооружения и работы, обязательные при использовании 6-метровых ТПМК).

Новая технология также позволяет избежать строительства дополнительных вентиляционных шахт на перегонах между станциями. Как пояснил генеральный директор управляющей компании по строительству столичного метро АО «Мосинжпроект» Марс Газизуллин, в тоннеле большого диаметра формируется два отсека — нижний и верхний: в нижнем отсеке поедут поезда, а в верхний будет осуществляться подача воздуха в тоннель от вентиляционных камер, расположенных на станционных комплексах. По сути, часть тоннеля за счет его большого диаметра станет его же вентиляционным каналом. В 6-метровых тоннелях сделать это невозможно, поэтому для их вентиляции необходимо строительство вентиляционных шахт, что вызывает большие сложности из-за плотности застройки и количества инженерных коммуникаций в Москве.

Как отмечают специалисты, появление в Москве тоннелепроходческого комплекса большого диаметра расширяет возможности применяемых технологических решений для развития метрополитена. Теперь, имея альтернативу стандартным 6-метровым ТПМК, комплексно обследуя территорию будущего строительства, для каждого конкретного участка можно подобрать оптимальную и наиболее выгодную технологию.

Предполагается, что к концу текущего года тоннелепроходческий комплекс «Лилия» построит участок Кожуховской линии между станциями «Косино» и «Нижегородская улица» (а в дальнейшем 10-метровый щит могут перенаправить на проходку тоннелей Третьего пересадочного контура метро). Напомним, другая часть Кожуховской ветки, от «Некрасовки» до «Косино», строится традиционным способом. Как отмечает глава Стройкомплекса Марат Хуснуллин, запустить Кожуховскую линию целиком планируется в 2018 году.

Эта ветка соединит Некрасовку с центром столицы через районы Рязанский, Нижегородский, Выхино-Жулебино и Косино-Ухтомский. Всего на линии возводится девять станций: «Некрасовка», «Лухмановская», «Улица Дмитриевского», «Косино», «Юго-Восточная», «Окская улица», «Стахановская», «Нижегородская улица» и «Авиамоторная» (как предполагается, в дальнейшем участок «Нижегородская улица» — «Авиамоторная» войдет в состав Третьего пересадочного контура метро). Кожуховская ветка метро пройдет параллельно Таганско-Краснопресненской линии и пересечется с ней на станции «Косино» («Лермонтовский проспект»). Ожидается, что с вводом новой линии метро время пребывания пассажиров в пути сократится на 15-20 минут.