Пока гром не грянет

Для повышения надежности работы лифтов требуется принять кардинальные меры.

Вопросы безопасной эксплуатации лифтов в последние несколько месяцев неоднократно были в центре внимания государственных органов и общественных структур. Достаточно сказать, что только на заседаниях Общественного совета при Минстрое РФ они были рассмотрены и проанализированы четырежды и 20 января обсуждались на заседании президиума этого органа. Как констатировал глава Общественного совета Сергей Степашин, сформулированные его членами и экспертами рекомендации так и не были реализованы. И лишь недавний трагический инцидент в жилом комплексе «Алые паруса», о котором «СГ» сообщила в прошлом номере, привел к тому, что работа по наведению порядка в лифтовом хозяйстве и повышению уровня безопасности эксплуатации лифтов активизировалась.

Как отметил первый вице-президент Национального лифтового союза Сергей Чернышев, вопросы безопасного использования лифтов следует рассматривать в разрезе всего жизненного цикла их эксплуатации. Комплексный анализ существующих в этой сфере проблем был недавно проведен совместной комиссией, в которую вошли представители лифтового объединения и ответственных департаментов Минстроя России. «Выводы были сделаны неутешительные. Резюмируя итоги этого рассмотрения, можно сказать, что, несмотря на то, что постановлением правительства определен орган, который призван обеспечивать безопасную эксплуатацию лифтов и контроль за этой деятельностью (в лице Ростехнадзора, Федеральной службы аккредитации, Росстандарта), эта система не работает. Поэтому начинать наводить порядок в этой сфере следует с пересмотра роли Минстроя и региональных жилинспекций в обеспечении безопасного функционирования лифтового хозяйства», — заявил Сергей Чернышев.

Дополнительный анализ существующих в этой области проблем был проделан компетентными специалистами под руководством главного государственного жилищного инспектора Андрея Чибиса. Ими было установлено, что в действующем законодательстве имеют место реальные пробелы, которые затрудняют реализацию Ростехнадзором действенного контроля за функционированием лифтового хозяйства.

О том же говорил и Сергей Чернышев. По его словам, ранее у Ростехнадзора имелась вся полнота полномочий по контролю за всем жизненным циклом лифтов. Но в 2010 году эти полномочия были разделены между Ростехнадзором и Ростехстандартом. А в 2013 году, после введения соответствующего межгосударственного технического регламента Таможенного союза, в котором были учтены интересы России, Белоруссии и Казахстана, одна из фаз жизненного цикла лифта, а именно, самая ответственная и длительная — фаза эксплуатации — не была корректно отрегулирована. И вопрос об ответственности за эксплуатацию лифтов был отнесен к компетенции национального законодательства стран-участниц Таможенного союза. Между тем, к вопросам ответственности за эксплуатацию относятся такие важные вопросы, как, например, порядок определения ввода лифта в эксплуатацию и организация его учета.

Сейчас отраслевое сообщество предлагает ряд конкретных мер, которые могут улучшить безопасность в сфере эксплуатации лифтов. Прежде всего, необходимо разработать четкие требования к специализированным организациям, которые обслуживают лифты. Надо улучшить надзор за аккредитованными лабораториями, которые должны ежегодно проводить полноценное обследование лифтов и информировать об их состоянии управляющие компании.

Острота ситуации требует принятия кардинальных мер. По мнению отраслевых экспертов, не дожидаясь внесения корректировок в законодательство депутатами Госдумы, правительству следует как можно быстрее утвердить порядок безопасного использования и содержания лифтов, а также подъемных платформ для инвалидов и эскалаторов. В этом документе должны быть прописаны конкретные требования ко всем процедурам, связанным с установкой и вводом лифтов в эксплуатацию (сроки техосмотров лифтов и порядок их проведения), а также полномочия контролирующих органов. Одновременно в целях исключения конфликта интересов целесообразно наложить запрет на проведение техосмотров теми организациями, которые непосредственно обслуживают лифты. Эксперты считают, что за лифты в многоквартирных домах должны отвечать жилинспекции, а за все остальное лифтовое хозяйство — Ростехнадзор. По их мнению, органы власти должны иметь все необходимые полномочия на проверку специализированных организаций по обслуживанию лифтов на соответствие всем требованиям.

Предполагается, что такой документ «закроет» пробелы в законодательстве. Им должны быть определены порядок ввода лифтов в эксплуатацию и правила допуска ответственных организаций к их техническому обслуживанию. Лифтовый союз совместно с Минтрудом уже разработал профессиональный стандарт, который содержит квалификационные требования к организациям и сотрудникам, занятым в лифтовой отрасли.

Однако одних лишь усилий по совершенствованию регулирования в данной сфере явно недостаточно. Необходимо также полнее задействовать возможности отечественных заводов не только по установке, но и по комплексному обслуживанию лифтов. А такой потенциал у производственников имеется.