На полюсе холода

Архитектурное бюро ASADOV

Стал известен победитель конкурса проектов туристического кластера в Оймяконе

Завершился международный конкурс на создание концепции туристского кластера в селе Оймякон (Республика Саха (Якутия)), расположенном на полюсе холода северного полушария. Инициаторами конкурса стали Центр компетенций по вопросам городской среды Республики Саха (Якутии) «LETO» и Целевой фонд будущих поколений Республики Саха (Якутии), а стратегическим партнером и оператором конкурса — Агентство стратегического развития «ЦЕНТР». Перед конкурсантами была поставлена задача создать мастер-план села Оймякон. Этот «географический» бренд известен в мире, но из-за неразвитости инфраструктур — транспортной, гостиничной и сервисной — сегодня приходится отклонять до 70-80% заявок, и власти республики рассчитывают, что реализация проекта туристического кластера поможет вывести туризм в Якутии на совершенно новый уровень. «Результат этого конкурса позволит сделать Оймякон уголком туристического характера, местом, куда люди будут желать ездить и даже там оставаться. Оймякон этого достоин!» — отметил глава Республики Саха Айсен Николаев.

Всего участниками конкурса стали 48 команд из 8 стран — России, США, Италии, Аргентины, Китая, Канады, Латвии и Японии. В финал вышли три консорциума: под руководством московского бюро ASADOV, санкт-петербургского бюро MLA+ и якутской команды BAZA14. А победителем стал консорциум в составе бюро ASADOV, Russia Discovery, Knight Frank и якутского ЛСТК-Проекта. Финальное заседание жюри под председательством главы Республики Саха (Якутии) Айсена Николаева проходило в прямом эфире и было доступно всем желающим для просмотра.

Как отметили члены жюри, консорциум во главе с бюро ASADOV представил наиболее сбалансированную и реализуемую концепцию кластера, которая ориентирована на любителей комфортных приключений. Оймякон входит в список населенных пунктов с самыми экстремальными условиями для жизни человека, температура здесь может опускаться до -70 °C, а зима длиться до 9 месяцев в году. При разработке концепций финалисты старались максимально учитывать это.

Несмотря на то, что основной поток туристов приезжает в Оймякон в зимний период, инфраструктура кластера рассчитана на круглогодичное использование. Дизайн-код нового бренда Оймякона строится на образах льда, снега, мифического быка и северного сияния. Эти образы транслируются в архитектурных сооружениях, малых архитектурных формах, элементах навигации и графическом дизайне. В селе предполагается создание новых общественных пространств, строительство городских объектов для жителей и туристов, в том числе многофункционального комплекса с гостиницей, рестораном, музеем и тематическим парком и набережной с деревянными настилами, теплыми павильонами и смотровыми площадками. Планируется комплексное развитие инфраструктуры, прокладка новых инженерных сетей. Реализация проекта будет осуществляться в три этапа. В качестве источников финансирования планируется использовать средства федерального и республиканского бюджетов и деньги внешних инвесторов (до 30%). Целевые аудитории имеют потенциал расширения с 3-5 тыс. человек до 50-70 тыс. человек. Увеличение туристического потока по итогам реализации третьей очереди достигнет 10 тыс. человек.

Директор департамента консалтинга и аналитики компании Knight Frank Ольга Широкова сообщила, что реализация проекта туристического кластера займет 9 лет — с 2019 по 2028 год. В идеале к 2021 году планируется найти инвесторов, и уже в 2022-2023 годах начать строительство первой из трех очередей. По словам Широковой, общая стоимость проекта на сегодня составляет чуть менее 1 млрд рублей.


Цитата:

Глава организационного комитета, генеральный директор Агентства стратегического развития «ЦЕНТР» Сергей Георгиевский:
«Это был не просто конкурс. Это было целое исследование, в котором местные специалисты объединились с федеральными экспертами — со всеми теми, кто мог внести свой вклад в будущее одного из самых вдохновляющих мест в мире — полюса холода. Оймякон — это место, которое действительно может быть международным аттрактором туризма. И если уже сегодня он вызывает такой интерес в мире, то представьте, что будет завтра, если воплотится хотя бы десятая часть того удивительного проекта, который представили нам финалисты»