Все федеральные дороги приведут в нормативное состояние к 2019 году
Едва ли надо объяснять, какое значение для развития экономики и для нормальной жизни людей имеют дороги. Но так сложилось, что именно состояние дорожной сети вызывает в России больше всего нареканий и критики. О том, с какими результатами закончили год дорожники, и когда российские водители почувствуют реальное улучшение ситуации, в интервью «СГ» рассказал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь АСТАХОВ.
«СГ»: Игорь Георгиевич, чего удалось достичь в минувшем году?
Игорь Астахов: В 2016 году введено в эксплуатацию после строительства и реконструкции более 200 км дорог. Это мы говорим о федеральных трассах, находящихся в ведении Росавтодора. Наибольший объем работ проведен в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, а также на Дальнем Востоке. Кроме того, в 2016 году Федеральное дорожное агентство сохранило высокие объемы ремонта на подведомственных трассах — по итогам сезона, приведено в нормативное состояние более 8 тыс. км покрытия. В результате доля федеральных трасс в нормативном состоянии увеличилась до 71%, к 2018 году она составит уже около 85%, а к 2019 — 100%.
«СГ»: Это федеральные трассы, а как обстоят дела с регионами?
И. А.: С регионами сложнее, там в нормативном состоянии только около 39% дорог, и деньги выделяются субъектами на уровне 13-15% от потребности в ремонте. Чтобы переломить ситуацию, на правительственном уровне принято решение о реализации в крупнейших городских агломерациях страны проекта «Безопасные и качественные дороги», который будет курироваться на федеральном уровне. В нем содержатся четкие целевые показатели, которые субъекты обязаны выполнить. К 2018 году не менее 50% дорог в таких агломерациях должны соответствовать нормативу, к 2025 году — 85%. Соответственно, должно сократиться количество «очагов аварийности». Поэтому я бы назвал 2018 год переломным для дорожной отрасли, когда буквально каждый водитель сможет почувствовать реальное улучшение ситуации с дорогами.
«СГ»: А что дальше? Существуют долгосрочные планы развития отрасли?
И. А.: Росавтодором разрабатывается стратегия развития дорожного хозяйства России до 2030 года. Она определит приоритетные направления развития и будет включать в себя меры по созданию доверия между государством, бизнесом и обществом. Мы планируем внедрить модель управления жизненным циклом автодорожной сети и перейти к использованию проектных методов управления. Росавтодор ставит перед собой цель увеличить протяженность скоростных автодорог с разрешенной скоростью 110 км/ч и более до 20 тыс. км. За счет строительства обходов городов можно будет почти вдвое сократить протяженность дорожной сети городских агломераций, работающих в режиме перегрузки. До 10 тыс. км будет увеличена протяженность дорог, являющихся частью международных транспортных коридоров, по которым может осуществляться движение беспилотных транспортных средств.
Еще одно важное качественное изменение — это увеличение сроков службы дорожных покрытий. Служить новые федеральные дороги будут дольше. Предполагается, что проводить капитальный ремонт, то есть, замену верхнего и нижнего слоев и ремонт основания дороги высшей технической категории нужно будет один раз в 24 года, а не в 12, как сейчас. Обычный ремонт, замену верхнего слоя будем проводить один раз в 12 лет, а не каждые 4-6 лет. Такое сокращение объемов ремонта позволит дорожникам сконцентрироваться на качественном обслуживании уже отремонтированных трасс. Расчетный эффект от реализации этой стратегии составляет 14 млрд рублей в год.
«СГ»: Известны ли объемы финансирования отрасли в следующем году?
И. А.: Ожидается, что уровень поддержки федеральных дорог из бюджета сохранится на уровне последних лет и даже увеличится по отдельным видам деятельности. В проекте бюджета на 2017 год и последующие два года Росавтодору выделены ассигнования в размере более 500 млрд рублей. При этом, объем средств, выделяемых на ремонт и содержание трасс, будет ежегодно возрастать. В следующем сезоне на эти цели планируется выделить 249 млрд рублей, а в 2018 году — почти 300 млрд руб. Также будут расти объемы средств, выделяемых на строительство и реконструкцию объектов. В следующем году на эти цели, без учета Крымского моста, из госбюджета выделяется 112 млрд рублей. А в 2018-2019 годах в общем объеме планируется вложить уже 235 млрд рублей. И это не считая частных инвестиций в рамках готовящихся инвестиционных проектов. Мы надеемся, что развитие проектов государственно-частного партнерства позволит государству фактически удвоить каждый вложенный рубль за счет внебюджетных источников.
«СГ»: Будут ли в 2017 году запущены какие-то новые крупные проекты?
И. А.: Впереди у Росавтодора много масштабных проектов. Среди них — продолжение строительства Крымского моста, подготовка инфраструктуры к Чемпионату мира по футболу 2018 года, развитие интеллектуальных транспортных систем и объектов дорожного сервиса на федеральных трассах. В планах на следующий год — запуск после реконструкции обновленного участка трассы «Москва—Петербург» в Тверской области. Завершится реконструкция крупных объектов на трассе «Балтия» в Псковской области. В Татарстане будет построено несколько обновленных участков трассы «Волга». В Амурской области откроется движение по обновленной подъездной дороге к границе с Китаем. Но все же самый масштабный проект — это Крымский мост. За первый год строительства на морских и сухопутных участках сформировано 200 из 595 запланированных проектом опор моста. Три четверти из них — опоры автодорожной части сооружения. В 2017 году планируется завершить сооружение опор автодорожного моста, выйти на асфальтобетонные работы на некоторых участках мостового полотна на суше, завершить сооружение фарватерных опор в судоходной части Керченского пролива. Ключевая технологическая операция будущего года — перевозка и установка на фарватерные опоры железнодорожной и автодорожной арок. Сейчас на 40% от проекта выполнена сборка судоходных арок на сборочных стендах на керченском берегу: смонтировано 4 тыс. из почти 10 тыс. тонн металлоконструкций. В строительстве участвует 3,5 тыс. инженеров и рабочих из разных регионов России. На объекте работает более 200 единиц техники и 30 плавсредств.
«СГ»: Сооружение современных дорог невозможно без использования новейших технологий. Насколько российское дорожное строительство восприимчиво к инновациям?
И.А.: Хочу сказать, что наша отрасль является высокотехнологичной. Пожалуй, нет ни одной современной дорожной технологии, которая не использовалась бы в России на федеральных трассах. А есть сферы, где российские дорожники даже лидируют, например, в области применения композитных материалов. Ни одна страна не использует столько композитных материалов для производства и установки мачтовых опор линий электроосвещения, для строительства надземных переходов или перильного ограждения на мостах. Сейчас при работе с дорожным покрытием практически повсеместно, от Калининграда до Магадана, применяется технология регенерации покрытий — процесс, когда полотно существующей дороги перемалывается, добавляется цемент, все это уплотняется, и сверху заливается новое полотно. Участки реконструкции трассы «Колыма» и подход к Благовещенску были сделаны по этой схеме. Такой подход позволяет автодорожникам существенно увеличить жизненный цикл трассы. За последние четыре года Росавтодор значительно увеличил объемы внедрения новых технологий, в этом году на наших трассах мы использовали 579 различных инноваций.
Более 500 млрд рублей заложено на нужды Росавтодора в бюджете на 2017 год и последующие два года
Доля федеральных трасс в нормативном состоянии увеличилась, по итогам 2016 года, до 71%, к 2018 году она составит уже около 85%, а к 2019 — 100%
Что сделано в 2016 году
-
Одним из главных событий 2016 года стало открытие в Тверской области реконструированного участка дороги М-10 «Россия» «Москва—Санкт-Петербург» (c 231 по 246 км) в обход Торжка. Теперь это дорога высшей технической категории с четырьмя полосами движения, разделенными осевым барьерным ограждением, с разноуровневой развязкой и путепроводом над участком железной дороги «Торжок—Лихославль». Общая стоимость проекта, в котором участвовало около 500 человек и более 100 единиц техники, составила более 2,75 млрд рублей государственных инвестиций.
-
Заметным событием стала реконструкция в Ленинградской области дороги А-181 «Скандинавия» от Санкт-Петербурга до границы с Финляндией (с 47 по 65 км). Пропускная способность обновленной дороги достигает 80 тыс. автомобилей в сутки. Благодаря ликвидации «бутылочного горлышка» в районе железнодорожного переезда и примыкания трассы с ЗСД, расчетная скорость проезда увеличилась на 20 км/ч.
-
12 сентября на участке федеральной трассы Р-21 «Кола» запущено движение по новой подъездной дороге к городу Мурманску. Это современная скоростная 4-полосная дорога, с пропускной способностью более 20 тыс. автомобилей в сутки.
-
16 сентября в Рязанской области открыли новый участок федеральной трассы М-5 «Урал» в обход населенных пунктов Кирицы и Сушки. 12 км дороги с четырьмя полосами движения и путепроводом должны отвести автомобильный поток от населенных пунктов, а также существенно увеличить пропускную способность федеральной трассы в целом. Теперь участок дороги М-5 «Урал» с 248 по 258 км соответствует первой технической категории. Установлены дорожные знаки и барьерные ограждения, сделана разметка термопластиком. При производстве дорожных работ Росавтодору удалось существенно повысить безопасность автомобилистов и пешеходов, а также ликвидировать три очага концентрации ДТП.
-
В Волгоградской области завершен капремонт дороги Р-22 «Каспий» а/д М-4 «Дон» «Тамбов— Волгоград—Астрахань» на участке с 782 по 792 км. Проект, в числе прочих мер, предусматривал ремонт двух транспортных развязок на город Михайловку и село Староселье и размещение многофункционального дорожного комплекса, соответствующего всем нормативным требованиям.
-
Завершены строительство и реконструкция двух участков дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы до Архангельска на участке с 1213 по 1226 км (в Архангельской области) и с 22 по 29 км (в Московской области). В 2010-2016 гг. из федерального бюджета на развитие этой трассы было выделено более 32 млрд рублей.
-
В Пермском крае проведена реконструкция дороги Р-242 от Перми до Екатеринбурга на участке с 33 по 40 км, что стало логическим продолжением построенного ранее пятикилометрового участка с 27 по 33 километр. Напомним, что Р-242 входит в европейский автомобильный маршрут Е22 из британского Холихеда в российский Ишим. Шесть полос движения имеют разделительную полосу шириной 6 м с металлическим барьерным ограждением, разделяющим встречные транспортные потоки.
-
В Тюменской области произведена реконструкция автодороги Р-402 от Тюмени до Омска на участке с 77 по 89 км и мостового перехода через реку Тобол.
-
Реконструирована автодорога Р-256 «Чуйский тракт» от Новосибирска до границы с Монголией в Алтайском крае и Республике Алтай. Количество полос движения на участке «Чуйского тракта» общей протяженностью 5,6 км было увеличено до четырех, техническая категория повышена до первой.
-
Завершены реконструкция и строительство автодороги М-7 «Волга» «Москва—Казань—Уфа» в Московской области, что позволит развязать транспортный узел на подъезде к столице.