Минстроем РФ в июле 2015 года проведено Всероссийское совещание по подготовке к выполнению программы по развитию сети школьных учреждений на территории России. Были обозначены новые задачи и одновременно подведены итоги выполнения аналогичной программы по строительству детских дошкольных учреждений (ДДУ).
Участие в совещании представителей Минобразования, МЧС, Роспотребнадзора подчеркнуло необходимость объединения усилий в решении стратегических задач, стоящих перед руководством страны.
Опыт выполнения предыдущей программы по проектированию и строительству ДДУ необходимо учитывать при проектировании и строительстве школ, и, прежде всего, следует выделить и исправить четыре следующих недостатка:
1) Порой мы видим примеры недопустимо низкой квалификации проектировщиков и низкой исполнительности сроков и объемов проводимых работ. Исключить это позволит передача проектирования Типовых проектов школ ограниченному кругу проектных организаций, имеющих соответствующую базу и технические возможности. Предпочтение должны иметь организации, в уставном капитале которых имеется значительная доля государственных средств.
Остро стоит и проблема контроля органами власти градостроительной проектной документации. Исключение статьи 29 из Градостроительного кодекса сравнимо только со знаменитым лозунгом: «Берите свободы столько — сколько сможете унести…»
2) Нужно вновь ввести в обиход экспертизу Градостроительной документации, чтобы площадки под школы и ДДУ перестали быть своего рода «падчерицами», многократно меняя как место дислокации, так и конфигурацию земельных участков при «корректировках» проектов планировки и застройки, зачастую оказываясь в охранных зонах водозаборов либо приобретая «обременения» в виде охранных зон газопроводов или иных магистральных сетей.
Приведенные на совещании положительные примеры Московской и Калужской областей по контролю инвестиционных проектов и обеспеченности площадок строительства инженерной инфраструктурой, показали, что постоянный контроль со стороны администрации, органов экспертизы и стройнадзора ощутимо уменьшает неуемное желание извлечения сверхприбыли среди «естественных монополистов» — поставщиков энергоресурсов и владельцев сооружений по переработке отходов.
3) Следует исключить проекты зданий школ из категории объектов, не попадающих под контроль организаций Государственных экспертиз.
Осуществление проверки достоверности сметной стоимости по таким объектам в обязательном порядке должно иметь бюджетное финансирование под контролем государственных органов.
По-прежнему есть противоречия между Градостроительным кодексом и подзаконными нормативными актами в плане определенности понятий и правил работы в строительной сфере. Это, к примеру, приводит к неоднозначным толкованиям качества строительной продукции и ее соответствия требованиям, установленным заказчиком. И здесь весьма своевременной оказалась инициатива НОПРИЗ по формированию однозначной терминологии, связанной с типовым проектированием.
4) Отсутствие четкости критериев. Необходимо заблаговременное определение «Правил рассмотрения типовой проектной документации» — до начала массового применения этой самой документации. Нужно четко обозначить критерии отнесения документации к типовой, объем и порядок ее разработки и рассмотрения в органах экспертизы, а именно: что делать с теми разделами, которые даже при использовании типовой документации всегда индивидуальны (ООС, пожарная безопасность, инженерно-геологические изыскания, энергетическая эффективность, ПОС и т. д.).
Думаю, результаты состоявшегося совещания можно оценить как осознание необходимости регулирования строительной деятельности на основании опыта выполнения предыдущих государственных программ и совершенствования действующего законодательства.
Владимир ТАТАРИНОВ,руководитель ГАУ КК«Краснодаркрайгосэкспертиза»
ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза»:
350000, Краснодарский край, г. Краснодар,
ул. Северная, 324, литер К, 5-й этаж.
Тел.: (861) 262-62-21, 274-98-44,
факс: 262-32-69.
Эл. адрес: info@kgexpert.ru;