Что такое экодук?

Экодук в Нидерландах. Фото: rijkswaterstaat.nl

На федеральной трассе М-3 соорудят переход для диких животных

Как известно, протяженные линейные сооружения — шоссейные дороги, трубопроводы и прочие — наносят вред природе, перерезая миграционные пути диких животных и ограничивая ареалы их обитания. Чтобы минимизировать негативные последствия для окрестной фауны, на 170-м километре трассы М-3 «Украина» решено соорудить первый в России экодук — переход для зверей.

Экодуки впервые появились в Европе и Северной Америке, где приняты достаточно жесткие экологические и природоохранные нормы. По некоторым оценкам, ежегодно в США в ДТП с участием животных травмы получают более 26 тысяч человек. Эта проблема существует и в России. В настоящее время на федеральном уровне не ведется официальная статистика по ДТП с участием животных, однако во многих регионах Российской Федерации учет ведется, и в некоторых областях число таких происшествий переваливает за сотню в год.

Нельзя сказать, что российские строители прежде совсем не думали о животных. На всех крупных российских дорогах, точнее, под ними, через определенные промежутки строятся проходы для животных. Но, как правило, это — довольно узкие и темные бетонные коридоры. И, как выяснилось, далеко не все виды животных (олени, лоси и некоторые другие) «согласны» пользоваться этими проходами. Животные, особенно крупные, продолжают переходить оживленные трассы поверху, что нередко становится причиной трагедий.

Альтернативой существующим переходам могут стать экодуки — это мосты или тоннели, внешне максимально приближенные к окружающей природе. Такие сооружения не отпугивают животных и позволяют им безопасно передвигаться по своему ареалу.

Экодук в Калужской области будет иметь ширину 52 метра. Сверху трассу накроют звукоизоляционным экраном, чтобы уменьшить шум от проезжающих внизу автомобилей. По всей ширине экодука будет насыпан почвенно-растительный слой толщиной 80 см, на котором будут высажены деревья, кустарники, трава, то есть все пространство будет похоже на окрестную природу.

Как показывает зарубежный опыт, такие сооружения позволяют снизить число аварий с участием животных, а, следовательно, повысить безопасность движения, а также позволяют уменьшить негативное воздействие на природу, дают возможность для беспроблемного перегона скота. А кроме того, это просто красиво.