Депутаты Законодательного собрания города хотят реанимировать буксующую программу реновации
Петербургские законодатели разработали свой вариант федерального закона о реновации жилищного фонда и намерены в ближайшее время направить его в Государственную Думу. По мнению авторов проекта, предлагаемые меры сделают строительство нового жилья в кварталах первых массовых серий привлекательным для девелоперов и позволят вновь запустить механизм реновации.
Новый законопроект учитывает опыт Москвы по реновации кварталов, застроенных «хрущевками», и предлагает правила, которые могли бы стать общими для всех регионов страны. В документе содержится 39 статей, которые затрагивают несколько важных вопросов. Одно из главных новшеств — разделение проектов реновации на два вида: бюджетные и инвестиционные. Первые будут реализовываться на деньги бюджетов, вторые — на принципах государственно-частного партнерства. Это значит, что если сейчас строительство нового жилья, переселение людей и снос старых зданий во многих случаях полностью возлагаются на плечи инвесторов, то в будущем свою долю расходов будет нести и городская администрация. Авторы документа считают, что город должен наравне с инвестором участвовать в решении проблем жителей переселяемых кварталов.
Кроме этого, в законопроекте описан конкретный механизм обеспечения жилищных прав граждан, переселяемых из сносимого жилья. Сейчас права собственников жилья и нанимателей отличаются. Первым взамен старых квартир предоставляются равнозначные по количеству квадратных метров жилые помещения, вторым — жилье по нормам по количеству прописанных человек. По замыслу депутатов, такого дисбаланса быть не должно. Нанимателям должны предоставляться равнозначные жилые помещения, соответствующие стандартам и требованиям, установленным законодательством. А чтобы реновации не мешал «синдром последнего жильца», будет действовать правило, по которому, если на общем собрании за переезд проголосует 2/3 жителей дома, то собирать чемоданы должны будут все. При этом новое жилье должно располагаться в том же городском районе, а для городов федерального значения — в том же муниципальном образовании, что и прежнее.
Бонусом для инвесторов станет то, что предлагается проводить реновацию не только в отношении отдельного многоквартирного дома, но и «элемента планировочной структуры» — квартала, района и микрорайона. Депутаты уточняют, что такая норма позволит проводить реновацию большой территории, которая может включать несколько многоквартирных домов. Кроме того, по мнению экспертов, это позволит застройщикам решить проблему стартового пятна, расширив географию застройки. Определяются в документе и разные варианты управления программой. В качестве дирекции по реновации может выступать как бюджетное учреждение, так и коммерческий фонд.
Напомним, что это уже второй законопроект на тему реновации, который попадет в Госдуму. Первый, написанный председателем думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской и руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым, был внесен в парламент страны еще в сентябре прошлого года. Авторы петербургского законопроекта подчеркивают, что для них главное, чтобы в итоговый документ, который примет Госдума, попали их идеи, способные улучшить жилищные условия сотням тысяч россиян по всей стране. А какой именно законопроект станет основой — петербургский, «справороссовский» или какой-нибудь других регионов, уже не так важно. «Мы преследуем одну цель, — объяснил депутат Денис Четырбок. — Чтобы в Петербурге программа реновации получила второе дыхание — люди мечтают о переезде в новые современные квартиры. А то у нас уже десять лет реновация как бы происходит, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось. Тем временем «хрущевки» разрушаются, мы латаем стыковые швы, без конца чиним сети — ну сколько можно?» Авторы законопроекта говорят, что он прошел обсуждение с юристами, его поддержали и те, кто будет потом заниматься реновацией, — строители.
Справочно:
Закон об адресной программе «Развитие застроенных территорий» был принят в Северной столице в 2008 году. В программе реновации «хрущевок» приняли участие две компании — «СПб Реновация» и «Воин-В». Первая приобрела на торгах право развития 22 кварталов (под расселение нужно передать свыше 977 тыс. кв. метров жилья), вторая взяла на себя обязательства по преобразованию двух кварталов пятиэтажек в Ульянке (31,6 тыс. кв. метров жилья). По условиям инвестдоговора «Воин-В» должна была закончить работы в феврале 2018 года, «СПб Реновация» — в январе 2019–го. Однако реализация программы была провалена и по объемам, и по срокам. По данным администрации Северной столицы, с начала работы действия программы реновации в Петербурге были введены лишь 26 многоквартирных домов, или 4% от запланированного в рамках программы объема. По состоянию на январь 2019 года застройщиками — участниками программы введено 345,1 тыс. кв. метров. В 2018 году было введено в эксплуатацию шесть домов общей площадью 45,5 тыс. кв. метров на 987 квартир. Продлевать инвестиционные договоры застройщикам пришлось в суде. «СПб Реновация» выиграла иск, однако в ноябре кассационную жалобу на решение подала Федеральная антимонопольная служба. «Воин-В» до сих пор продолжает судиться.
Номер публикации: №12 от 29.03.2019