Закон о совершенствовании регулирования комплексного развития территории поддержан правительством
Разработанный Минстроем России законопроект по совершенствованию правового регулирования отношений в части градостроительного зонирования и планировки территории, а также вопросов изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд одобрен правительством России. На заседании правительства 28 июня документ представил глава ведомства Владимир Якушев.
Законопроектом уточняется возможность освоения территории по трем типам договоров: о развитии застроенной территории, о комплексном освоении территории, о комплексном развитии территории. Правительство РФ наделяется полномочиями на установление порядка внесения изменений в документацию по планировке территории. Сейчас процедура внесения таких изменений в законодательстве не урегулирована.
Также расширяется перечень земельных участков, которые могут быть включены в границы развития территории. Речь идет о смежных земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц.
Законопроектом также регулируются вопросы изъятия земельных участков, расположенных на застроенной территории, если заключен договор о ее развитии. В частности, предусматривается возможность изъятия участков с объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктур, которые обеспечивают функционирование сносимых аварийных жилых домов. В действующей редакции кодекса допускается изъятие только аварийных домов, помещений в них и земельных участков, на которых расположены такие дома.
Уточняется, что расчет минимальной обеспеченности территории инфраструктурными объектами производится в зависимости от количества населения, а не от площади.
Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра «Инком-Недвижимость»
«Ни застройщики, ни покупатели не заинтересованы в присвоении апартаментам статуса жилых помещений. Нарушение прав жильцов – на мой взгляд, не совсем верная формулировка. Например, в низших и средних ценовых сегментах крайне важна стоимость покупки – у апартаментов она обычно на 10%, а то и 20% ниже, чем у квартир аналогичной классности и в той же локации. Граждане взвешенно выбирают объекты в соответствии со своими запросами, их не принуждают к покупке и не вводят в заблуждение. Один из основных камней преткновения – это постоянная регистрация в апартаментах, но она возможна и в настоящее время – по судебному решению, то есть в случае, если человек докажет, что это его единственная недвижимость в собственности. В принципе разрешение “прописаться” в апартаментах – не новость, это практикуется давно и не несет особых проблем.
Нарушены ли права жильцов объектов класса “люкс”? Думаю, это праздный вопрос. Для многих покупателей элитной недвижимости первостепенное значение имеет уникальность местоположения – зачастую в таких локациях нет жилых домов. Представьте, к примеру, что в Москва-Сити начнут, как при обычных ЖК, строить детские сады и прочие соцучреждения…
Считаю, что под нарушением прав жильцов в первую очередь подразумевается как раз отсутствие в комплексах с апартаментами социальной инфраструктуры. И чиновники желают переложить заботы о возведении детсадов, школ и поликлиник на плечи застройщиков. Девелоперы, которые занимаются проектами апартаментов, освобождены от данной “повинности”, но в случае реформации сегмента им больше не удастся этого избежать.
Также не удастся покупателям недвижимости комфорт- и бизнес-классов приобрести объект в престижном районе недалеко от центра до 20% дешевле, чем на рынке квартир. Потому что в случае реформации сегмент доступных апартаментов перестанет существовать, а цены вырастут до стоимости жилья.
Однако, памятуя о новых поправках в 214-ФЗ, смягчающих ограничения для застройщиков жилья, можно предположить, что серьезные ужесточительные меры к строительству апартаментов так и не будут применены. Рынок не нуждается в таких изменениях, ситуация в этом сегменте не является социальной проблемой, требующей обязательного разрешения».
Справочно
В мировой практике проекты комплексного освоения территории разделяют на два типа: brownfield и greenfield development. Brownfield development подразумевает перестройку или редевелопмент уже существующей застройки как жилого, так и промышленного назначений. Проекты greenfield development — это, как правило, строительство больших по площади жилых кварталов с соответствующей социальной и транспортной инфраструктурами.
Справочно
Законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования отношений по градостроительному зонированию и планировке территории, а также отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд)» разработан Минстроем России с целью создания условий для комплексного развития неэффективно используемых земель и увеличения объемов жилищного строительства.
Номер публикации: №26 от 06.07.2018