Зачем массовому жилью авторская архитектура
Долгое время авторская архитектура была прерогативой жилых комплексов начиная от бизнес-класса и выше. На такие проекты зовут архитекторов и архитектурные бюро и подчеркивают их участие. Но с недавних пор специалистов стали приглашать и в проекты массового сегмента. Зачем это нужно городу и будущим жителям «Стройгазете» рассказал партнер и главный архитектор бюро «Крупный план» Сергей Никешкин.
Типовая архитектура массового жилья производит удручающее впечатление. Нынешняя архитектура уступает советской, которая, несмотря на особенности времени, решала важную задачу — нехватку жилья в стране. Даже «низкие» по классу проекты — «хрущевки» были эффективны в решении вопроса. Современная застройка — масштабные многоэтажки в спальных районах — резко диссонирует с продуманными центрами городов, где преобладает историческая архитектура.
Вопрос не только и не сколько во внешнем виде, а в сути проектов. Типовое жилье в спальных районах строят близко к друг другу, с большой плотностью, но при этом без должной социальной, рекреационной, транспортной инфраструктуры. Погоня за сданными метрами и прибылью — именно это первоочередная цель для застройщика, а вовсе не создание комфортной среды для жизни. Такие районы быстро маргинализируются. Монотонная архитектура негативно влияет на психологическое состояние жителей — повышает уровень стресса, приводит к депрессиям. К сожалению, большинство застройщиков не спешат менять ситуацию, снижать этажность проектов, приглашать специалистов, чтобы те спланировали комфортную среду для жизни.
Ситуация начинает постепенно меняться, в первую очередь благодаря покупателям, которые повышают требования к проектам. Сотрудничество с архитектором — преимущество для застройщика, за счет которого можно укрепиться среди конкурентов. Наша работа с застройщиками показала, что они готовы слышать: неоднократно были случаи, когда мы убеждали заказчика в каких-то решениях.
Комфортное жилье соразмерно человеку — это правило в любом проекте. К этому давно пришли в Европе, где преимущественно используют малоэтажную или среднеэтажную застройку. Многоэтажная застройка с высокой плотностью характерна для центральной части городов, где дорогая земля, а комфорт-класс предполагает реализацию проектов на окраине или в пригородах. При низкой застройке будет меньше проблем с личным транспортом, который поместится, например, на подземную стоянку. Отдельный важный вопрос — внешний вид. Достаточно простые решения, как использование контрастных цветов, скругление углов зданий, панорамное остекление, перепады этажности, помогут реализовать непохожий и уникальный облик жилого комплекса.
В проектах необходимо предусмотреть благоустройство и общественные зоны — детские и спортивные площадки, места для прогулок. Важно делать не обособленный проект, а вписывать его в жизнь города, сделать частью и дополнением. Одна из проблем современного массового жилья в том, что оно становится нагрузкой для сложившегося района — например, появляются пробки на дорогах. В каждом проекте важно первые этажи под социальные объекты — детские кружки, образовательные центры, ритейл. В проекте можно использовать стилобат, где размещены парковочные места, в качестве основы для полноценного двора и т.д.