«Серебро» пошло в рост

«Серебро» пошло в рост

В Москве подорожали новостройки бизнес-класса

С начала 2020 года средняя стоимость первичного жилья бизнес-класса выросла на 7%. При этом динамика была неоднородной — темпы роста различались в зависимости от периода и локации. Какие округа оказались лидерами по росту цен, и что еще изменилось в сегменте за полгода, рассказывает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE).

«СГ-Онлайн»: Мария, расскажите вкратце об основных итогах полугодия в бизнес-классе в цифрах. Что с объемом (в метрах, лотах) и динамикой предложения?

М. Л.: Если сравнивать текущие показатели предложения новостроек бизнес-класса с результатом прошлого года, то количество квартир в продаже снизилось только на 2,3%. Однако квартальная динамика была скорее зигзагообразной: в первом квартале предложение сократилось на 12%, а во втором — увеличилось на 11%. При этом выход новых проектов радикально замедлился. Стартовали продажи только трех объектов, что почти в три раза меньше, чем в первом полугодии 2019 года. В целом сейчас объем предложения оценивается в 13,8 тыс. квартир общей площадью более 1 млн кв.м.

Какие изменения произошли в структуре предложения?

Больше всего квартир в новостройках бизнес-класса можно приобрести в Северо-Западном и Западном административных округах, где сосредоточено по 18% предложения сегмента. Далее следуют ЮАО, где сконцентрировано 17% квартир, ЮВАО (14%) и САО (12%). Благодаря выходу новых проектов и корпусов на 10 процентных пунктов выросла доля квартир на начальном этапе строительства (26% рынка). На этапе монтажных работ сконцентрировано 29,2%, на 8 п.п. меньше, чем в начале года. Доля предложения в корпусах на этапе отделочных работ осталась неизменной (26%). В готовых домах отмечено снижение показателя до 19%.

Как вели себя цены?

С начала года новостройки бизнес-класса в Москве подорожали более чем на 7%. Однако, как и в случае с динамикой предложения, цены менялись неоднородно. В I квартале они увеличились сразу на 6,7%, а во втором — только на 0,5%. Сейчас показатель находится на уровне 259 тыс. рублей. Заметнее всего подорожали новостройки бизнес-класса в СВАО (на 21%), ЮАО (15%) и ВАО (12%). Во всех случаях увеличение обусловлено как структурными изменениями, так и повышением цен в части проектов. Средняя стоимость квартиры составила 19,1 млн руб., увеличившись за шесть месяцев на 5,2%.

Что происходит с реальным спросом и количеством сделок?

По итогам первого полугодия на рынке бизнес-класса было зарегистрировано на 13% меньше ДДУ, чем в аналогичном периоде прошлого года. За второй квартал снижение составило 37% относительно второго квартала 2019 года. Это результат не только ухудшения экономической ситуации и периода самоизоляции, но и того факта, что перед переходом застройщиков на проектное финансирование в середине прошлого года спрос носил ажиотажный характер.

Выделите основную тенденцию полугодия на рынке новостроек бизнес-класса.

В общем-то все тенденции первого полугодия можно считать ярким проявлением турбулентности в экономике и отрасли. Скачкообразное падение и рост предложения — следствие кризисного снижения спроса. Резкий рост цен в первом квартале и их заморозка во втором — следствие неопределенности относительно дальнейших перспектив восстановления активности клиентов. Во многом рынок новостроек бизнес-класса реагирует на текущие сложности так же, как и массовый сегмент.