Рельсы уходят

На территории Рижского грузового двора появится новый городской район

Застройка грузового двора, расположенного за Рижским вокзалом, — один из «долгоиграющих» московских проектов. Его обсуждение длится уже больше 10 лет. И вот недавно, в июне, стартовал открытый международный конкурс на разработку архитектурно-градостроительной концепции застройки этой территории. Конкурс проводят ОАО «РЖД» совместно с АО «ДОМ.РФ». Цель проекта — комплексный редевелопмент территории и создание на его месте нового городского района. «Включение в городскую жизнь таких территорий — современный и принятый в мировой практике подход, — отметил генеральный директор АО «ДОМ.РФ» Александр Плутник. — Мы должны создать комфортную среду, отвечающую всем современным требованиям городского развития, и по-новому увидеть потенциал внутригородских территорий, занятых объектами железнодорожной инфраструктуры».

К участию в конкурсе были приглашены российские и зарубежные архитектурные компании, имеющие опыт комплексной реализации крупных архитектурно-градостроительных проектов, офисных и жилых комплексов. В итоге на конкурс было подано 64 заявки из разных стран. В своих работах конкурсантам надо будет предложить комплексное решение рационального использования территории с учетом международного опыта и современных тенденций в строительстве и архитектуре. В жюри конкурса войдут признанные российские и международные эксперты. До 5 августа будет определено 5 финалистов.

«Стройгазета» задавала нескольким девелоперам и архитекторам вопрос: что, с их точки зрения, можно было бы построить на Рижском грузовом дворе? «Поскольку площадь достаточно большая, то концепция застройки будет включать различные функциональные зоны — жилые и офисно-торговые здания и общественно-парковые пространства, — считает заместитель директора департамента оценки и консультационных услуг ООО «Свисс Аппрэйзал Раша энд СиАйЭс» Алексей Лопатин. — Проект застройки предполагается коммерческий, значит, инвестор должен окупить свои вложения, в первую очередь, за счет коммерческих объектов».

Перспективу застройки территории жильем эксперты оценивают по-разному. Так, руководитель департамента консалтинга и аналитики компании «Азбука Жилья» Ярослав Дарусенков считает, что жилье является наиболее актуальным вариантом развития площадки. Класс жилья с учетом локации может быть достаточно высоким — «бизнес» или верхний сегмент «комфорта». «В настоящий момент в районе Марьиной рощи невысокий уровень конкуренции: квартиры реализуются только в одном жилом комплексе, еще на двух объектах ведутся продажи только апартаментов, — говорит эксперт. — Потенциальная стоимость продажи жилья в проекте, с учетом локации, может составить 250-300 тыс. рублей за квадратный метр».

Однако большинство опрошенных экспертов предпочло бы развивать здесь и другие функции. Управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE Мария Литинецкая считает, что наиболее логичным был бы вариант строительства комплекса смешанного назначения, включающего и жилую, и коммерческую недвижимость.

А генеральный директор УК SVN Павел Люлин полагает, что территория хорошо подходит для строительства офисной недвижимости «крупного формата» — в последние годы дефицит больших площадей на московском рынке довольно ощутим. «Строительство большого объема офисных площадей позволит привлечь крупных арендаторов еще на стадии разработки концепции, — говорит эксперт. — Неудивительно, что РЖД уже выразили заинтересованность в размещении на этой территории своих офисов». Апартаментам же Павел Люлин отдал бы не более четверти от общей площади МФК.

Коммерческий директор «ПРОФИС Недвижимость» Кристина Лиморенко и вовсе считает, что застраивать данный участок жильем неперспективно. «Площадка находится в окружении оживленных магистралей и нескольких промзон, в непосредственной близости от линии железной дороги, — отмечает она. — Поэтому высокобюджетные новостройки, несмотря на близость к центру, там будут, скорее всего, не востребованы, а реализация жилого или апарт-комплекса комфорт-класса с учетом вложений в редевелопмент может не принести застройщику желаемой прибыли». Логичнее всего, по мнению Лиморенко, построить МФК, где большинство площадей отдать под офисы класса А, разместить апартаменты или гостиницу, первые этажи зданий отдать под торговую инфраструктуру.

У архитекторов свое видение. Основатель московского бюро LOGIC Андрей Яньшин надеется на восстановление исторических водонапорных башен. Их можно было бы превратить в жилые лофты. «С одной стороны, вернули бы исторически знаковый образ, с другой, добавили бы в городскую ткань уникальных, неповторимых жилых объектов», — говорит Яньшин А глава бюро T+T Architects Сергей Труханов считает, что «якорем» проекта необходимо сделать современное общественное пространство, которое «склеит» всю функциональную программу застройки. «Например, Хай-Лайн парк в Нью-Йорке — классический пример того, как интеграция старой ветки метро в городское парковое пространство дала мощный импульс в развитии целого района, — напоминает архитектор. — Кроме того, подобные проекты могут генерировать туристический трафик и способствовать джентрификации окружающих территорий».


Справочно:

Участок, на котором расположен Рижский грузовой двор, находится в 5 км от Кремля в районе Марьина роща (Северо-Восточный административный округ Москвы) на пересечении ТТК и проспекта Мира. С запада ограничен 4-й улицей Марьиной рощи, с севера Рижским направлением железной дороги. Площадь территории застройки составляет 20,6 Га. По оценкам экспертов, на данной территории можно построить около 500 тыс. кв. м новых площадей, не считая подземных пространств.

Теги: