Иногда они адаптируются

Иногда они адаптируются

Рынок «загородки» подстраивается под изменившиеся предпочтения покупателей

Управляющий директор «Метриум Премиум» (участник партнерской сети CBRE) Илья Менжунов в интервью «СГ-Онлайн» рассказал об итогах третьего квартала на рынке загородной недвижимости Московской области. Основная тенденция - застройщики постепенно адаптируются к непростой ситуации на рынке. Свидетельство этому - появление новых проектов с более функциональными планировками и уменьшенными площадями, а также выод в продажу первого с 2018 года объекта.

Screenshot_1.png
 

«СГ»: Илья, расскажите вкратце об основных итогах третьего квартала на загородном рынке в цифрах. Что с предложением?

И.М.: В третьем квартале на загородный рынок коттеджных поселков вышел один новый проект, который привнес изменения в предложение. На Новорижском направлении в 9 км от МКАД начались продажи в поселке бизнес-класса «Михайлково Парк», насчитывающем 23 дома. Помимо этого, новые варианты домовладений появились и в других поселках. В совокупности объем предложения вырос за три месяца на 3% и составил 749 коттеджей в 35 поселках.

«СГ»: Какие изменения произошли в структуре предложения?

И.М.: Наиболее заметно сократилась средняя площадь предлагаемого лота. В третьем квартале 2019 года она составила 524 кв. метров, что на 7% меньше, чем в прошлом квартале. Прежде всего это обусловлено стартом продаж в новом КП с небольшими домами. Поселок расположен на Новорижском шоссе, где отметилось наибольшее снижение средней площади домовладения (22%). В остальном основные параметры рынка остались неизменными: коттеджи примерно поровну распределяются по главным подмосковным направлениям, а большая часть поселков находится в 21-30 км от МКАД.

«СГ»: Как вели себя цены?

И.М.: Средняя цена кв. метра достигла 130 тыс. рублей, что на 5,3% меньше, чем во втором квартале. Причиной сокращения стоимости загородных объектов послужила совокупность факторов. Во-первых, рынок пополнился новыми домами по ценам ниже рыночных. Во-вторых, повлияло и снижение курса доллара, в то время как часть лотов экспонируется в валюте. Отрицательная динамика зафиксирована на Рублево-Успенском (12%) и Новорижском (6%) направлениях. Рост средневзвешенной цены отмечен на Дмитровском (2%), Минском (3%) и Киевском (6%) шоссе.

«СГ»: Что происходит с реальным спросом и количеством сделок?

И.М.: Загородный рынок по-прежнему находится в состоянии стагнации. Превалирующий объем предложения является низколиквидным. Однако выход в продажу нового проекта, а также пополнение рынка новыми, переформатированными домами в старых поселках все-таки позволяют привлечь клиентов. Наибольшей популярностью у покупателей пользуются компактные и функциональные лоты с развитой собственной инфраструктурой. Более того, гибкие условия покупки от застройщиков дополнительно стимулируют интерес покупателей.

«СГ»: Выделите основную тенденцию.

И.М.: Пожалуй, главным событием стал выход нового проекта в продажу – это произошло впервые с конца 2018 года. Это значит, что постепенно девелоперы загородных домов находят пути адаптации своего продукта под очень непростую ситуацию на рынке и заметно изменившиеся предпочтения покупателей. Прежде всего это выражается в появлении на рынке лотов с более эффективными планировочными решениями, а также в сокращении площади объектов. С одной стороны, это позволяет предложить клиенту нечто принципиально новое, а с другой – сформировать привлекательную цену продукта. Текущие 130 тыс. рублей за кв. метр сопоставимы с уровнем расценок конца 2017 года.