Памяти пятиэтажек

Зачем сносят панельные дома и почему сожалеть об этом не стоит?

Масштабные планы по сносу «хрущевок» породили массу статей и дискуссий о панельных домах первого периода индустриального домостроения. Однако многие авторы так захвачены эмоциями, что это не позволяет им дать объективную оценку данному феномену в истории советской и постсоветской архитектуры. Это и побудило меня написать настоящую статью.

Наталия СОЛОПОВА, архитектор:

portrait.jpg

Архитектура и конструкции

Идея производить дома на заводах, а строительную площадку превратить в «сборочный цех» витала в воздухе с 20-х годов прошлого века. Архитекторы мечтали собирать дома «как Форд собирает на конвейере свои автомобили». Сразу после второй мировой войны метод «индустриального домостроения» был применен во Франции. Именно в этой стране появились первые пятиэтажки — прототипы наших «хрущеб». В СССР массовое строительство жилья началось в конце 50-х годов, и выбор тоже был сделан в пользу технологии индустриального домостроения, считавшейся дешевой и не требующий квалифицированных рабочих рук. У французов были куплены два завода по производству панельных домов. На основе французской технологии и собственных разработок советские архитекторы создали первые типы блочных и панельных пятиэтажных домов.

Архитектуру панельных домов трудно назвать красивой, но все же первые серии пятиэтажек, с точки зрения пропорций, ритма окон и панелей размером «на комнату», нарисованы вполне профессионально. Архитекторы достойно справились с заданием — построить функциональные здания, все компоненты которых произведены на заводе. Не надо забывать, что пятиэтажки строились для экстренного расселения людей, живших а коммуналках, подвалах и бараках, и свою задачу они выполнили.

Однако из-за несовершенства конструкции у первых серий панельных домов возникло много проблем со стыками между панелями, коррозией арматуры. В панельных домах 50-70-х годов постройки очень плохая термоизоляция, поскольку толщина фасадных панелей, в зависимости от серии панельного дома, варьируется от 25 см до 35 см, также много проблем со звукоизоляцией квартир.

Увеличить площадь «малогабаритной» квартиры за счет объединения нескольких невозможно из-за конструктивной схемы здания. Утепление фасадов дает чудовищный с точки зрения архитектуры результат. Любые надстройки, пристройки к этим домам искажают спорную, но все-таки «честную архитектуру». Все предлагаемые проекты по реконструкции панельных домов, на мой взгляд, абсурдны по экономическим и архитектурным соображениям. Панельные дома надо оставить либо в том виде, как они были построены, либо снести и построить на их месте новые.

Градостроительный аспект

Новые районы проектировалась по принципу «свободной планировки», когда дома были «живописно» разбросаны по территории, а не выстроены в ряд, фасадами к улице. Застройка велась квартально, этот принцип был разработан еще в 30-е годы немецкими архитекторами, работавшими в СССР. Квартал, как «социалистический элемент» нового трудового города, подразумевал создание «технологического объединения» необходимых для жизни элементов: жилья, учебных заведений, магазинов, учреждений культуры. Житель должен был провести минимум времени за пределами своего квартала.

Но в действительности бытовой и культурной инфраструктуры в районах пятиэтажек было построено мало. В наше время отсутствие торговых площадей заставляет выводить из жилого фонда квартиры на первых этажах, чтобы открыть там магазины. Но приспособление «малогабаритных» квартир под нужды торговли не является оптимальным решением ни для коммерсантов, ни для покупателей, ни для жителей дома.

Идея «индустриализации» строительства подчинила себе и планировку кварталов. С начала 60-х годов кварталы планировались исходя из метода «поточного строительства», который подразумевает определенный порядок расположения домов на генплане и позволяет максимально эффективно осуществлять сборку домов. Одним из требований технологии «поточного строительства» является использование одного типа или ограниченного числа типов панельных домов. Планы новых кварталов проектировались с учетом удобства монтажа рельсов башенного крана, удобного подъезда панелевозов.

Что касается высотности домов, то выбор пяти этажей никак не был связан с идеями «близости человека к земле» или «человеческим» масштабом застройки. Дело в том, что на первых этапах индустриального домостроения плохо владели конструкцией панельных домов и строить выше пяти этажей просто не умели. Бытовало также мнение, что пять этажей — это та максимальная высота дома, в котором можно не делать лифт, а отсутствие лифта — это дополнительная экономия в строительстве. Существует еще одно объяснение высоты пятиэтажек. О нем рассказывал бывший председатель Моссовета Владимир Промыслов. Якобы военные убедили Хрущева строить пятиэтажные дома, поскольку в случае атомной атаки жители могли быстрее покинуть небольшие по высоте здания.

Социальные и правовые вопросы

При реновации (регенерации) и расселении кварталов пятиэтажек нельзя не учитывать социальные аспекты. За прошедшие десятилетия люди, жившие здесь, свыклись с монотонностью застройки и неразвитостью инфраструктуры, привыкли к своему микрорайону, дому и соседям. Хлипкие деревца, которые они высаживали вокруг новостроек, чтобы хоть как-то обустроить пустыри, со временем превратились в густые леса — сегодня они придают известный уют пятиэтажным кварталам.

Безусловно, любая реновация есть, в какой-то степени, насилие над жителями перестраиваемого квартала: она влечет за собой разрушение привычной среды обитания, сложившегося сообщества. Но без реновации город не может развиваться и модернизироваться.

И тут вновь можно обратиться к опыту Франции, где обновление городских территорий ведется в соответствии с процедурой, утвержденной в 60-х годах и получившей название «Зона согласованной реновации» («Zone d’amйnagement concertй»/ZAC). Процедура эта основана на объединении представителей государственной власти и лиц различной степени заинтересованности: собственников помещений, инвесторов-застройщиков, арендаторов, которые совместно готовят программу и реализацию градостроительного проекта. Реализация проекта предусматривает экспроприацию частной собственности. При этом собственники получают денежную компенсацию (в случае несогласия они имеют возможность оспорить в суде размер компенсации), арендаторам полагаются новые площади, аналогичные по размерам и арендной плате. Таким образом законом защищены все «заинтересованные лица», проживающие или имеющие бизнес на регенерируемой территории. Государство устанавливает перед застройщиками обязательство в строительстве на регенерируемой территории социального жилья (обычно 20-30% от общего объема). Интересно, что аналогичный метод с недавних пор применяется при регенерации кварталов в Нью-Йорке.

Конечно, проще всего сказать «нет» переменам, гораздо сложнее заставить государство принять систему законодательных мер, которые защищали бы права и интересы жителей, независимо от того, собственники они или арендаторы, которые гарантировали бы, что люди будут переселены на приемлемых условиях, желающим предоставят денежную компенсацию, а бизнес получит новые удобные торговые площади.

В то же время надо признать, что микрорайоны с «хрущевками» — это история Москвы, которую нельзя полностью стереть с ее карты. Панельные дома, свободная планировка микрорайонов были теми проектами «оттепели», через которые советская архитектура возвратилась к современной европейской архитектуре, уйдя от «излишеств» сталинского ампира. Как память об этой эпохе и ее стиле следует сохранить один-два микрорайона. Конечно, в первую очередь девятый квартал Новых Черемушек, который надо отреставрировать и, быть может, превратить в район для студентов и молодых семей.


Справочно

Наталия Солопова окончила Московский архитектурный институт в 1991 году. С 1992-го по 2004-й год жила во Франции, где получила второе высшее архитектурное образование в Ecole dArchitecture de Paris-Belleville. В 2001 году в Париже защитила диссертацию (PhD) об истории индустриального домостроения в СССР и во Франции (начала заниматься этой темой в 1995 году).