НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА

Пожары, случившиеся весной этого года в Хакасии и Забайкальском крае, стали серьезным испытанием для жителей, федеральных и региональных властей и российской строительной индустрии. Потребовалось в сжатые сроки составить списки пострадавших, принять необходимые нормативные документы и возвести более тысячи благоустроенных домов. В процессе ликвидации последствий стихийного бедствия был накоплен ценный опыт, который теперь предлагается использовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций в других регионах страны.

 

Цена вопроса

По данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, в результате пожаров в апреле 2015 года в регионе полностью сгорели 1414 жилых строений. Однако впоследствии эту цифру пришлось неоднократно уточнять. В итоге по состоянию на 8 сентября 2015 года в Хакасии планируется к строительству 1246 домов. «Сейчас в контрактах между правительством Республики Хакасия и Минстроем России значатся 1173 дома, в которые въедут 3403 человека. Еще почти по восьми десяткам домов остались нерешенные вопросы: идут повторные суды и выносятся решения, — сообщил «Строительной газете» глава Минстроя Республики Хакасия Сергей Новиков. — Как только поступают решения, мы включаем их в контракты. Есть и семьи, которые по федеральному законодательству вообще не могут быть включены в списки. По ним глава Республики Хакасия Виктор Зимин примет отдельные решения».

При расчете жилищных потребностей погорельцев использовались установленные федеральным законодательством типоразмеры домов.

Дом для одиноко проживающего гражданина должен был иметь площадь 33 кв. м, для семьи из двух человек — 42 кв. м, для семьи из трех человек — 54 кв. м, для семья из четырех и более человек, не являющейся многодетной, — 72 кв. м, для многодетных и больших семей, которые владели большими домами, — 90, 108, 126, 144 и 160 кв. м.

Федеральным законодательством, принятым в связи с пожарами в Хакасии и Забайкалье, была установлена верхняя планка стоимости жилья — 40 тысяч рублей за один квадратный метр, и ее в целом удалось выдержать. «Мы полагаем эту стоимость обоснованной, — отметили в Минстрое Хакасии. — Необходимые затраты считались на примере типового дома площадью в 33 и 42 квадратных метра, в котором предусмотрены горячее и холодное водоснабжение, теплый санузел (ванная и унитаз) и водоотведение (септик). Учитывали необходимость доставки на стройплощадки дополнительных мощностей: мобильных бетонных заводов, спецтехники из других регионов тех компаний, которые приехали к нам строить дома (командировочные, транспортные расходы)». Сметная документация была направлена на анализ в федеральный центр ценообразования в строительстве ФАУ «ФЦЦС» и Главгосэкспертизу России. Столичные специалисты все проверили и выдали сводную ведомость, по которой средняя стоимость квадратного метра находится в районе указанных 40 тысяч рублей.

 

Предварительные итоги

На сегодня в 32 населенных пунктах Хакасии завершено строительство 1124 жилых домов общей площадью 64 тыс. кв. м. «Это составляет практически четверть прошлогоднего рекордного годового объема возведенного жилья по всей республике», — отметили в региональном Минстрое.

Построить и заселить в столь сжатые сроки такое большое по масштабам региона количество жилых объектов удалось за счет целого ряда факторов, и этот позитивный опыт имеет общероссийское значение.

В Минстрое России, который координировал все восстановительные работы, отметили, что было принято оптимальное решение о строительстве однотипных и, как правило, одноэтажных домов по стандартным технологиям, которые повсеместно используются при строительстве частных домов в России. Индивидуальных проектов было немного. Причем в каждом населенном пункте строители старались применять один проект разного метража.

На выбор строительных материалов оказывали свое влияние такие факторы, как сроки и стоимость работ с ними, наличие материалов на складах, производственные мощности предприятий и т. д. Поэтому при строительстве использовались в основном пожаробезопасные газобетон и, в меньшей степени, железобетонные стеновые панели.

Удешевлению жилья и снижению временных издержек способствовало использование отечественных, в том числе местных, материалов. Их качество укладывалось в стоимостные и конструктивные решения, принятые проектной документацией. «Инертные материалы — наши, хакасские. Цемент привозной, в основном из Красноярского края. Газобетон и клей для него поставлялись по большей части из Новосибирска. Там есть несколько заводов, которые не только обеспечили бесперебойную поставку, но и изначально зафиксировали цену на газобетон и держат ее, соблюдая джентльменское соглашение. Кровельные материалы — из Иркутска, Красноярска. Железобетон, пиломатериалы, окна и сопутствующие изделия к ним — наши, республиканские. Сантехника и электрика также отечественные», — рассказал Сергей Новиков.

 

Всем миром

Большой объем задач потребовал расширения количества подрядных организаций — участниц проекта. Первоначально, еще в апреле, строить дома должны были три генподрядчика. Но затем их круг был расширен до шести: «НБС-Сибирь», «Авик», «Промстрой», «Черногорскотделстрой», «Абаканская строительная компания» (АСК) (все из Хакасии), а также ООО «Монолитстрой». Затем добавились в отдельных населенных пунктах еще три генподрядчика — Мехколонна № 8, Катэкстройкомплекс (обе из республики) и по рекомендации Минстроя России Комплексные инженерные системы.

Плюс на субподряде работают порядка 50 организаций практически из всех регионов страны. В основном, конечно же, из Хакасии, а также из Красноярского края, Новосибирской, Кемеровской, Томской областей, Москвы и Дагестана. Есть субподрядчики из стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан, Украина). В республиканском Минстрое затруднились выделить лучшие компании. «Хакасию восстанавливают всем миром, поэтому сложно сказать, кто лучший», — отметили в пресс-службе министерства.

 

Юридические коллизии

Федеральное постановление, согласно которому работали суды и муниципалитеты, определяя права граждан на строительство жилых домов, менялось три раза. В первый список (в основное соглашение, которое было подписано федеральным центром в конце мая 2015 года) на строительство и финансирование из федерального бюджета из 1414 домов попали 218 домов. К концу июля было сформировано несколько списков, в которые вошли 985 домов. Затем, 16 июля, были добавлены новые правовые основания и решены вопросы по увеличению площадей для многодетных семей и семей с опекаемыми и приемными детьми. По факту принятия изменений в федеральное постановление было принято решение продлить срок строительства домов для погорельцев до 1 октября 2015 года. По новым правовым основаниям в июле-августе 2015 года строительством начат 261 дом. Также 113 домов по судебным решениям должны быть увеличены по площади, что также требовало времени на срочное перепроектирование.

Безусловно признавая правомерность требований Правительства Российской Федерации начать строить одномоментно все жилье, по итогам переговоров Президента Российской Федерации Владимира Путина и главы Республики Хакасия Виктора Зимина, с учетом вновь принятых изменений и вынесенных судебных решений на уровне Правительства Республики Хакасия и Минстроя Российской Федерации согласована объективная необходимость выполнения задачи поэтапно.

 

Уроки на будущее

В начале стройки Хакасия не была готова к таким масштабным работам.

Именно организационные моменты потребовали достаточно много времени: это и условия (принятие отдельных правовых актов, определяющих права граждан), и наличие строительных организаций и поставщиков строительных материалов, и обеспечение условий пребывания, доставки и проживания строительных бригад.

Можно сделать вывод, что в случае отладки управленческих механизмов, присутствия достаточного количества строителей на местах, организации бесперебойного подвоза строительных материалов, точного и неизменного установления площади возводимых объектов и наличия заранее выделенных земельных наделов под застройку минимальные сроки возведения домов (в зависимости от их площади) сократились бы до 35-60 дней.

«Хакасия впервые за всю историю испытала такую беду, и мы строим исходя из реальной ситуации. Например, в самые первые дни, когда были мобилизованы все силы, Минстрой Хакасии столкнулся с тем, что отсутствует утвержденная на федеральном уровне типовая документация на индивидуальные дома, причем четко ограниченной площади», — поделились опытом в министерстве.

В связи с этим Минстрой России в данное время формирует ряд предложений, которые должны значительно упростить задачу организации масштабных строек в случае чрезвычайных ситуаций в каких-либо регионах страны. Прежде всего будет сформирован реестр согласованных, проработанных и испытанных проектов строительства типового индивидуального жилья, а также создан в регионах с высоким уровнем вероятности ЧС стратегический запас домокомплектов.

«В случае масштабного разрушения жилого фонда дорог каждый день, — соглашаются с планами федерального ведомства в Минстрое Хакасии. — В первые недели организации стройки мы столкнулись с тем, что не всегда понятно, насколько надежна та или иная организация, насколько она мобильна и обеспечена оборотным капиталом, чтобы в кратчайшие сроки начать работы, не дожидаясь прохождения всех официальных документов по открытию финансирования. Поэтому мы также поддерживаем идею формирования базы строительных организаций с указанием имеющихся у них мощностей и людских ресурсов, а также формирования списка поставщиков строительных материалов».

 

Алексей ЩЕГЛОВ