Победить конкурентов

Сокращается объем предложения торговых площадей

Крупнейшим торговым центром, заявленным к вводу в 2017 году, стал ТРЦ «Vegas Кунцево» (GLA 119,5 тыс. кв. м). На него приходится 40% нового предложения торговых площадей, которые прогнозируется ввести в Москве до конца года. Помимо «Vegas Кунцево» в III квартале был введен в эксплуатацию еще МФК «Фили Град» с торговой составляющей, но фактически функция ритейла в объекте пока не реализована.

Анна НИКАНДРОВА, партнер Colliers International:

410 14430157871734.jpg

Сегодня также мы наблюдаем тренд развития торговых центров районного формата «У дома», которые обеспечат жителей ближайших микрорайонов качественной торговой инфраструктурой. В качестве примеров можно привести ТЦ «Парагон» в Измайлово, ТЦ «Шоколад» в Беляево, ТЦ «Зеленый» в Басманном, ТЦ «Цимлянский» в Люблино. При этом я хочу отметить, что большинство из данных объектов долгое время находилось в статусе «долгостроя».

По нашим прогнозам, в конце этого и начале следующего года в Московском регионе будут введены еще три качественных торговых центра общей торговой площадью 44 тыс. кв. м, которые сейчас находятся в высокой стадии строительной готовности. Помимо этого, завершаются работы по расширению торговой галереи ТЦ «Времена года».

На середину 2018 года перенесено открытие ТРЦ «Галеон» на Ленинском проспекте. На стадии строительства находится еще около 625 тыс. кв. м торговых площадей в составе 14 профессиональных торговых центров, которые, предположительно, будут введены в 2018-2019 годах. Объем нового предложения торговых площадей сокращается, и ротация арендаторов в рамках проводимых реноваций дает новые площадки для развития ритейла.

Спрос

В III квартале 2017 года общее количество вакантных площадей не изменилось, так как ввод «Vegas Кунцево» уравновесил объем поглощенных площадей в действующих торговых центрах. Открытие новых магазинов в Москве в этом квартале проходило, в основном, в рамках ротации арендаторов в ТРЦ «Золотой Вавилон Ростокино» и ТРЦ Goodzone. Кроме того, активный спрос на площади наблюдался в ТРЦ «Мозаика» и ТРЦ «Афимолл Сити». По-прежнему большая доля открытия магазинов в составе столичных торговых центров приходится на сегменты fashion и общественного питания.

Большая часть новых международных брендов, вышедших на рынок Москвы за последние два года, развивается «точечно». Например, китайский бренд электроники LeEco и швейцарский бренд косметики Jouvence Eternelle уже успели закрыть свои единственные монобрендовые точки в ТРЦ «Атриум» и ТРЦ «Афимолл Сити» соответственно. Наиболее активно на московском рынке развиваются такие новые бренды, как Kiko Milano, LULU Paris, Armani Exchange и Xiaomi.

tab4.jpg

Tenant mix

В условиях ежегодно возрастающей конкуренции одним из главных инструментов торговых центров Москвы в борьбе за своего посетителя становятся уникальность пула арендаторов и оригинальные концепции. Мы проанализировали, какие из 20 ключевых сетевых fashion-брендов от mass market до «средний+» (такие как Inditex, LPP, Melon Fashion Group, FIBA Group, а также универмаги H&M, Uniqlo и Gloria Jeans) представлены в 20 торговых центрах Москвы с крупнейшими действующими fashion-галереями. По итогам нашего исследования можно сделать следующие выводы:

  • В 13 из 20 торговых центров представлено более половины ключевых fashion-брендов.
  • В 18 из 20 торговых центров присутствуют основные бренды группы Inditex (Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Stradivarius, Bershka).
  • Лидерами по присутствию ключевых fashion-брендов в составе торговых галерей являются «Мега Белая Дача» и Columbus.

Конкуренция между торговыми центрами из первой десятки в сегменте fashion-«якорей» (площадь магазина более 1 000 кв. м) и «мини-якорей» (площадь магазина 500-1 000 кв. м) особенно высока, поэтому конкурентным преимуществом данных объектов становятся альтернативные операторы. Примером тому — уникальная развлекательная составляющая (торгово-развлекательные центры «Авиапарк», «Ривьера», Vegas) и разнообразная ресторанная зона (ТРЦ «Афимолл Сити», «Авиапарк» и «Мега Теплый Стан»), а также включение в состав fashion-зоны брендов премиального ценового сегмента (например, в ТРЦ «Метрополис», «Европейский») и концептуальных fashion-пространств (мультибрендовые магазины дизайнеров, как Trend Island).

diagr1.jpg


65 процентов из всех международных брендов, вышедших на рынок Москвы с 2016 года, так и не открыли новые магазины и имеют по одной действующей торговой точке.