Обед — по расписанию

Вкуснее и доступнее: как изменился московский стрит-ритейл из-за отсутствия роста доходов горожан

Отсутствие роста доходов россиян не могло не сказаться на потреблении — люди стремятся меньше тратить, и это заметно по продажам различных категорий товаров. При этом московский стрит-ритейл встретил 2020 год отнюдь не в упадке: шокирующие показатели вакантных площадей в основных торговых коридорах, которые фиксировались аналитиками в 2015-2016 годах, ушли в прошлое, а ставки аренды растут. В чем причина такой динамики, и какие категории арендаторов оказались сегодня «на коне», разбиралась «Строительная газета».

Провал спроса на помещения стрит-ритейла, который пришелся на 2016-2017 годы, похоже, остался позади. Показатели вакансии на Садовом кольце, по статистике Knight Frank, снизились с рекордных 20% до 10,4%, на основных пешеходных улицах пустует, в среднем, не более 3,4% помещений. Для основных крупных магистралей показатель составляет 12,3% — но это уже с учетом Кутузовского проспекта, который единственным в Москве пока не оправился от кризисного удара пятилетней давности: здесь пустует 21,6% помещений стрит-ритейла. Хотя и на Кутузовском показатель постепенно снижается — годом ранее пустовало 25,5%.

Ставки аренды при этом постепенно растут в большинстве основных локаций. В целом, как говорят опрошенные «Стройгазетой» эксперты, рынок уже практически переварил и изменение экономической конъюнктуры, которое пришлось на 2015-2016 годы, и реконструкцию торговых коридоров, ударившую по арендаторам стрит-ритейла резким снижением трафика.

Средние ставки аренды в ключевых торговых коридорах Москвы

Источник: JLL

«В последние два−три года в сегменте не происходит каких-то существенных изменений. После обновления Москвы основной спрос на товары и услуги в стрит-ритейле носит локальный характер — это первичная зона охвата (в пределах десяти минут ходьбы), — поясняет коммерческий директор Glincom Иван Татаринов. — Такая ситуация особенно характерна для центральной части Москвы после реконструкции улиц и ограничения парковки».

При этом основной категорией арендаторов в сегменте остаются предприятия общепита — свою силу сохраняет сложившаяся сразу же после кризиса 2014-го тенденция, согласно которой граждане, отказываясь от лишних трат, до последнего сохраняют интерес к посещению кафе, ресторанов или хотя бы фудкорта в ТЦ.

«Главными драйверами спроса на помещения стрит-ритейла являются операторы общепита, на которые в 2019 году пришлось около 34% всех поглощенных свободных площадей на всех центральных коридорах столицы, — рассказывает заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International Лариса Еремина. — При этом большая часть операторов общепита, открытых в конце 2019 года, относятся к форматам кафе (39%) и баров (18%)». Еще 16% от общего числа новых заведений, по словам эксперта, относится к формату ресторанов. При этом 67% открытий 2019 года в Центральном административном округе Москвы, по статистике Colliers International, сделано в среднем ценовом сегменте.

Новые форматы арендаторов столичного стрит-ритейла, как говорит Лариса Еремина, также связаны с питанием, причем чаще всего — в демократичном варианте. Одной из заметных тенденций 2019 года эксперт называет открытие «гибридных» магазинов и точек общепита. Примеры такого рода симбиоза — экспериментальная кофейня на Большой Грузинской, которую «ВкусВилл» открыл совместно с бывшим руководителем сети «Кофе хауз» Владиславом Дудаковым, а также флагманский магазин «Республики» в Малом Патриаршем переулке, включающий зону коворкинга и, опять же, кофейный корнер.

Активно продолжили развиваться и гастропространства — крупные кластеры, занятые точками общепита различных кухонь. Отличительная черта формата, как нетрудно догадаться, — широкие возможности поесть со вкусом и с интересом, но в демократичном бюджете. Самое, пожалуй, крупное открытие такого рода в 2019-м — «Депо» площадью 11 тыс. «квадратов» на Лесной улице, на месте бывшего Миусского трамвайного парка. В числе знаковых открытий из этого ряда — Eat Market на территории бизнес-парка «Фактория» от Zemsky Group, Degustator в МДМЦ «Москва-Сити», вегетарианский «Брокколи» на Таганке, а также гастромаркет «Балчуг» на одноименной улице. Всего в столице, по оценке Knight Frank, на начало 2020-го работает около двадцати фуд-холлов.

Причем свои заведения в столичных гастрокварталах открывают не только стартапы, но и крупные ресторанные холдинги. «Среди открытий в гастрономических кварталах можно выделить проекты “Китайская забегаловка” от Novikov Group, “Хелоу пипл!” от владельцев “Кофемании”, первый корнер премиум-класса сети ресторанов “Теремок” под брендом “Припек” и новый совместный проект Эмина Агаларова и Григория Лепса Lesnoy, — перечисляет Лариса Еремина. — В силу востребованности и, соответственно, высокого трафика на основных гастрорынках Москвы все больше ресторанных сетей будут открывать в них свои новые заведения в будущем».

Так что, пока продажи авто и дорогостоящих шуб продолжают снижаться, и даже в таком жизненно важном аспекте как лекарства граждане научились экономить, переходя на большие упаковки, возможности заесть снижение покупательской способности становятся все шире. Причем — в среднем бюджете.

К слову, тенденция к демократизации профиля арендаторов затронула, в том числе и самые дорогие торговые коридоры. Так, в Столешниковом открылся относительно недорогой T-Skirt, а на месте бутика Christian Louboutin на Большой Дмитровке — и вовсе демократичный Aizel x Team Putin. «Собственники все меньше готовы ждать своего “идеального” арендатора и заполняют пустующие площади наиболее подходящими брендами из более демократичных сегментов», — поясняет руководитель отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве Екатерина Подлесных. И это значит, что средний москвич теперь потихоньку может себе позволить зайти в один из магазинов на самой дорогой улице города не «просто посмотреть». Так что — нет худа без добра.