«Цифра» приходит на стройку

«Цифра» приходит на стройку

«Цифра» приходит на стройку

Для российских застройщиков внедрение цифровых технологий становится стратегической задачей

В последнее время тема цифровой трансформации российской строительной отрасли приобретает все большую актуальность. Как показал опрос, проведенный недавно консалтинговой компанией Strategy Partners совместно с Российской гильдией управляющих и девелоперов (РГУД), 46% строительных и девелоперских компаний считают цифровую трансформацию своим стратегическим приоритетом.

Надо отметить, что уровень «диджитализации» отечественных строителей изучался впервые. В опросе приняли участие свыше 70 компаний разной величины и специализации. Респонденты назвали не только наиболее перспективные, с их точки зрения, технологические решения, но и указали на препятствия, которые существуют на пути собственной цифровизации. «Строительная индустрия никогда не была передовой, она всегда была инертной в части инноваций — это не телеком, не IT, и даже не розничная торговля, — считает партнер компании Strategy Partners и глава практики «Недвижимость и инфраструктура» Елена Киселева. — Наш опрос впервые показал актуальную картину текущего уровня «цифрового» развития российских строительных и девелоперских компаний. Мы увидели, насколько компании продвинулись по трем ключевым направлениям: продукт и клиент, производственный процесс, а также корпоративные функции».

Скромные успехи

Как выяснилось, на текущий момент уровень цифровой трансформации большинства отечественных застройщиков в целом остается невысоким. Только 7% опрошенных полагают, что их компанию можно назвать лидером российского рынка по внедрению и использованию цифровых технологий. Относительно высокий уровень цифровизации производственного процесса имеют лишь 4% компаний. Такая же доля — 4% — у компаний, широко применяющих цифровые решения в различных корпоративных функциях, и у использующих «интернет вещей» — предиктивное обслуживание инфраструктуры. Интегрированные системы управления проектами и другие информационные системы в полном объеме применяют всего 7% компаний. Чуть больше компаний (8%) контролируют с помощью новых технологий передвижение рабочих на строительных площадках. В то же время 18% респондентов уже определили количественные цели, которые хотят достичь путем реализации проектов диджитализации, 46% опрошенных выделили структурные подразделения под внедрение новых цифровых технологий.

Примечательно, что BIM, о котором сегодня так много говорят, является стандартом при проектировании только у 12% опрошенных российских застройщиков. Для сравнения: по данным зарубежных консалтеров из McGrawHill Construction и NBS, в США и Канаде в соответствующих программах работают 72% девелоперов, а в Великобритании — 74%. Впрочем, другие исследователи приводят более оптимистические цифры. К примеру, компания «Конкуратор» в своем последнем исследовании оценила проникновение BIM в наш строительный бизнес в 22%. «Да, из-за особенностей нормативной базы страны могут возникнуть определенные сложности на этапе оформления документации, но опытные пользователи давно знают, как их обойти, — отмечает генеральный директор компании «Конкуратор» Марина Король. — Если сам программный продукт не позволяет оформить проект в соответствии с нормами и правилами, разработчик проекта использует дополнительные инструменты — например, простые утилиты, а некоторые компании даже пишут собственные приложения для этих целей». По словам Король, некоторые западные разработчики, имея представительство в России и СНГ, занимаются локализацией BIM-решений под необходимые стандарты.

Генеральный директор групп компаний «Кортрос» Станислав Киселев рассказывает, что использование BIM-технологий обязательно прописано во всех договорах, заключаемых при проектировании и строительстве объектов компании. В частности, коллизия ошибок (оптимизация) проводится на нескольких этапах — архитектурном, конструктивном и инженерном. При этом он уверяет, что «использование BIM-технологий, «умных» решений не является для девелоперов поводом повысить продажную цену новостройки».

Риски внедрения

Однако вернемся к опросу Strategy Partners. По данным исследования, гораздо лучше обстоят дела у строителей с облачными решениями для коллаборации и электронным документооборотом (безбумажная стройка) — их используют 22% и 25% компаний соответственно. В числе наиболее популярных решений — автоматизированное планирование, его широко применяют 25% застройщиков, а еще 61% используют частично.

Кроме того, элементы цифровых решений включаются в продукты многих компаний. Так, 35% застройщиков предлагают клиентам такие решения, как «умный дом», «умная инфраструктура». Немало и таких застройщиков, которые уделяют внимание цифровизации клиентских функций. 31% создает специальные мобильные приложения, позволяющие, например, заказать услуги и произвести оплату в режиме онлайн. 27% компаний эффективно управляют лояльностью целевой аудитории в цифровых каналах.

Участники опроса также определили пятерку наиболее перспективных технологий для отрасли. Ими оказались: BIM — за него «проголосовали» 63%, Big Data — 60%, БПЛА — 50%, облачные решения для коллаборации — 43% и «Интернет вещей» — 40%.

В ходе опроса российские строители выделили и ключевые проблемы и ограничения для внедрения цифровых технологий. Речь, прежде всего, идет о высокой стоимости внедрения. 36% респондентов считают это основной проблемой. Второй трудностью названа недостаточная цифровизация поставщиков, а третьей — высокие риски внедрения новых технологий. Однако, по мнению экспертов ИТ-индустрии, сократить стоимость внедрения можно за счет «разбивки» глобальной задачи на несколько небольших, использования приватных облаков и более гибких инструментов разработки (такие как low-code). «Таким образом, мы реализовали проект с «ПИКом», который начал окупаться буквально в первые месяцы, — рассказывает основатель компании Directual Павел Ершов. — При этом некоторые модули уже вовсю работали, а другие — только разрабатывались». По словам президента «Группы ПИК» Сергея Гордеева, за счет своевременного внедрения проприетарных IT-решений по автоматизации и диджитализации компании в итоге удалось добиться значительного ускорения и оптимизации бизнес-процессов.

Цифровизация бизнес-процессов может дать комплексный эффект, в первую очередь за счет снижения издержек, как временных, так и денежных. И как результат — увеличение прибыли. В Directual, к примеру, оценивают ускорение бизнес-процессов за счет автоматизации как минимум на 15%, а сокращение издержек — на 10-20%.

«Успешная трансформация может в разы увеличить стоимость компании, а ее игнорирование — разрушить бизнес, — резюмирует основатель и управляющий партнер Strategy Partners Александр Идрисов. — Сегодня цифровые технологии позволяют компаниям выгодно отличаться на рынке. А отличаться необходимо: если компания ничем не выделяется, считайте, ее не существует».


Цитата:

Вениамин Голубицкий, президент группы компаний «Кортрос»:
«Наша компания считается одним из первопроходцев в сфере использования новейших технологий. Эта работа началась еще в 2005 году во время реализации проекта «Академический» в Екатеринбурге. И сегодня покупатель может приобрести там квартиру с уже внедренной системой «умного дома». Решение позволяет в полной мере управлять системами жизнеобеспечения жилья, контролировать безопасность и экономить на оплате коммунальных услуг. Все перечисленное можно осуществлять в несколько кликов с мобильного телефона или компьютера. Начав с «умной» квартиры, мы увеличили масштабы подобных решений, создавая комфортную среду для покупателей жилья. Теперь наш опыт будет использоваться на государственном уровне при создании умных городов».


Цитата:

Павел Ершов, основатель компании Directual:
«На мой взгляд, сейчас стоит обратить внимание на одну из новых моделей цифрового мышления в строительстве — это внедрение в некоторые части бизнес-процесса подхода маркетплейса, когда отдельные исполнители привлекаются по системе, подобной Uber. Например, неэффективно держать в штате всех строителей, можно привлекать специалистов со стороны на отдельные работы, обеспечив технологическую платформу для них. Можно то же делать и с техникой. Например, строитель обладает парком панелевозов, но они не загружены на 100%. Зачем их держать? Лучше избавиться от этого парка, а по мере необходимости привлекать технику с рынка по аукционной системе».