Шоу продолжается

Как COVID-19 повлиял на развитие технологий в строительстве

Промышленность продолжает адаптироваться к текущей эпидемиологической ситуации. Пандемия COVID-19 и вторая волна, с которой сталкиваются многие страны, до сих оказывают серьезное влияние на восприятие рабочих процессов. Важной задачей остается поддержание непрерывности работы предприятий, в том числе высокотехнологичных производств.

Поэтому одним из актуальных вопросов, который стоит перед отраслью на сегодняшний день — как продолжить операционную деятельность предприятия или даже улучшить его производственные показатели в ситуации, когда большинство руководителей, менеджеров и инженеров работают в режиме ограниченного доступа на объекты? На эти и другие вопросы «СГ» отвечают эксперты компании Bilfinger Tebodin.

Как сделать так, чтобы шоу продолжалось? Ответом может стать разработка и внедрение высокотехнологичных инструментов, направленных на управление данными. Уже сейчас доступны цифровые решения, которые позволяют приносить пользу инвестору на протяжении всего жизненного цикла его актива.

Так, на предпроектной стадии обследования площадки часто используются квадрокоптеры и 3D сканеры. Они позволяют в течение пары дней получить цифровые данные об объекте и передать их для анализа инженерам без необходимости физического посещения площадки всей командой. Это дает возможность специалистам дистанционно начать анализ объекта, его состояния, оборудования и сетей, получить информацию о рельефе земельного участка, его особенностях до того, как будет получена топосъемка.

Чтобы перевести инженерно-технического специалиста со строительной площадки на удаленную работу без серьезной потери эффективности, необходимо, чтобы у него в ноутбуке появилась информация, которую он обычно получает непосредственно на самом объекте. Данную проблему можно решить через создание фотограмметрической модели — это объемная фотография местности, состоящая из множества снимков (от 100 до 10 тыс.), пикселям которых присвоены координаты X,Y, Z: так получается 3D-модель. Обычные фотографии тоже полезны, и для решения некоторых задач их вполне достаточно. Однако 3D-модель дает инженерам гораздо больше возможностей. С помощью фотограмметрической модели можно визуально оценить строительную площадку, измерить расстояния, площади и объемы. Для создания подобных моделей используются квадрокоптеры. С их помощью создавать 3D достаточно просто — сотруднику нужно не более двух дней, чтобы научиться это делать. С помощью мобильного приложения создается карта полета на интересующем участке. Затем дрон автоматически летает над строительной площадкой и делает фотографии с равными промежутками времени. Для каждой фотографии фиксируются gps-координаты дрона — это необходимо для программы, которая затем производит математические расчеты при построении 3D-модели.

Однако при работе с квадрокоптером есть свои ограничения — например, с его помощью нельзя создавать модель внутри здания. Для этого чаще всего используются специальные 3D-камеры. Идея технологии такая же, только фотографии создаются с камерой на штативе. Специалист ставит оборудование в разные точки, и камера собирает данные, вращаясь вокруг своей оси. Помимо использования для визуального эффекта присутствия на строительной площадке и осуществления необходимых замеров, такие модели могут быть использованы для эффективной коммуникации. Например, специалисты строительного контроля могут «привязывать» свои замечания к определенным точкам фотограмметрической 3D-модели.

На этапе проектирования объекта решением при вынужденном дистанционном режиме работы всей проектной команды и ее удаленном нахождении от серверов может стать облачная система хранения данных — BIM 360. Среда общих данных содержит в себе все составляющие проекта: исходные и проектные данные, исполнительную документацию и др. С помощью этого сервиса можно подключить всю команду (генпроектировщика/подрядчика/исполнителя строительных работ и др.) в одну среду, назначив при этом различные права доступа к сервисам/папкам как для каждого отдельного юзера, так и для компании в целом.

Основной и наиболее продолжительный по времени этап в жизненном цикле актива — его эксплуатация, включая техническое обслуживание и ремонт актива. На этом этапе также важно обеспечить удаленный доступ к предприятию. Примером нового подхода, возможного для действующих заводов, может служить такая технология, как использование умных очков. Вместо отправки эксперта на завод можно применить специальное программное обеспечение для связи с коллегами на объекте. Несмотря на расстояние в сотни, а иногда и тысячи километров, эксперт сможет увидеть завод в режиме реального времени благодаря умным очкам, которые будут у его коллеги на объекте, и параллельно по телефону обсудить с ним ситуацию. При необходимости можно задействовать экран, чтобы дистанционно продемонстрировать коллеге дополнительную информацию по обслуживанию или ремонту — технические данные, информация от производителя и проч. У специалиста на площадке будут при этом свободны руки, и он сможет спокойно выполнить необходимые действия по обслуживанию или ремонту.

Согласно ряду сторонних исследований, изученных командой Bilfinger Tebodin, для российских предприятий сегодня затраты на техническое обслуживание могут достигать 70-80% от прибыли — при том, что средний показатель для западных стран Европы и США составляет порядка 25-30%. Соответственно, перед руководством предприятий стоит вопрос: какие меры должны быть приняты, чтобы снизить затраты на обслуживание и ремонт оборудования, сократить его простой и неэффективность эксплуатации. При крайне важно не допустить аварий, катастрофические последствия которых могут выйти далеко за рамки объекта. Ежедневно на плечи службы эксплуатации ложится большой объем работ, в том числе: отслеживание состояния оборудования, планирование профилактических работ, отслеживание комплектующих и материалов, оперативное реагирование и ремонты в случае аварии и т.д. Эффективность работы такой службы может быть значительно повышена при условии адекватной информационной поддержки, которую обеспечивают современные автоматизированные системы.

Еще один вопрос, который ставит пандемия перед действующими предприятиями — операционная эффективность. Возможно ли уменьшить операционные затраты, увеличить производственную мощность, и как это сделать в короткие сроки? Сегодня особую актуальность приобретает концепция Lean, которая позволяет проанализировать процессы на предприятии и предложить методы по их оптимизации. Использование таких инструментов позволяет проанализировать процессы с точки зрения их добавленной ценности для создания конечного продукта. Сегодня в формате аудита действующего предприятия можно проанализировать как логистические, так и производственные процессы предприятия и выявить возможности для их оптимизации. Эти решения прилагаются на основе анализа карты потока создания ценностей, анализа планировочных решений, производственных линий, логистических потоков.

Тенденция цифровизации и оптимизации предприятий, которая прослеживалась последний год, только усилилась и актуализировалась с появлением COVID-19. В случае, когда часть команды физически дистанцируется от своих привычных рабочих мест и инструментов, принятие правильных решений может быть более сложным, чем обычно, или требовать больше времени, что потенциально может повлечь за собой операционные или финансовые риски. Улучшение параметров безопасности, сокращение расходов, повышение квалификации рабочей силы — конечная ценность для представленных выше решений для бизнеса. Крайне важно повысить уровень безопасности производства, предотвратить негативное воздействие на окружающую среду. Также важно общее повышение эффективности оборудования, снижение операционных затрат, управление целостностью актива, поддержка и обучение персонала.